Краткие сведения о развитии формы обуви. Форма туфель


Краткие сведения о развитии формы обуви

Археологические раскопки подтверждают, что кожаная обувь появилась на очень ранней стадии развития человечества. Первые ее формы были предельно примитивны: кусок кожи, обернутый вокруг ноги и закрепленный в нескольких местах. Потом появилась обувь из выкроенных деталей различной формы. Из всех кожаных изделий обувь является самой утилитарной частью костюма и отличается наибольшим разнообразием конструкции.

Образцы народной обуви дошли до нас в малоизмененной форме и продолжают служить не только источниками вдохновения, но и примерами рациональных конструкций.

Анализ развития типов народной обуви приводит нас к мысли, что сам принцип, из которого исходили народные мастера, создававшие обувь, является прообразом современного художественного конструирования.

Обувь — наиболее скульптурная по форме часть костюма. Обувь должна быть удобной, поэтому ее форме должно уделяться особое внимание. Объемно-пространственную форму, приближающуюся к форме стопы, обуви придают с помощью членений и швов.

Членения могут быть конструктивные и декоративные; к первым относятся те, что разделяют заготовку на детали, ко вторым — имеющие только декоративное значение. Ю. П. Зыбин показал, как происходило развитие конструкции обуви в Восточной Европе от простейшего целого элемента к сложной расчлененной конструкции (рис. 1.4).

Первоначально в обуви было минимальное число членений. С развитием техники и совершенствования способов обработки материалов конструкция обуви стала более сложной, появился обильный декор. Кожаная обувь состояла из одной детали и имела корытообразную форму, получившую названия моршень и поршень. Этот вид обуви трансформировался в различных странах по-разному.

Человек поставил ногу на кусок кожи и обернул ею стопу. Чтобы удержать этот примитивный вид обуви на стопе, по краям делались отверстия, через которые продергивался кожаный поясок, опоясывающий ногу. Однако образующиеся складки натирали ногу, и пришлось срезать излишки материала — образовался крой верха обуви с "вытачками", а впоследствии появились отдельные детали. Постепенно конструкция разделилась на верх (заготовка) и низ (подошва).

Подошва — это своеобразная заплата, которую нашивали на изношенную нижнюю часть обуви. Введение швов в обувь происходило постепенно, осторожно; делали швы только там, где это было нужно с точки зрения функции, рациональности.

В процессе развития обуви выделились четыре ее конструктивных типа: 1) сандалия; 2) поршень, лапоть, опанок, туфля; 3) ботинок и полуботинок; 4) сапог и полусапог.

Наиболее древними из них являются сандалии. Они получили особое развитие в Египте, Греции и Риме. Особенностью конструкции сандалий является возможность за счет комбинации переплетении лучше подогнать их к ноге, что создает устойчивость и удобство при передвижении (рис. 1.5а). Основой сандалии является подошва, защищающая стопу от неровностей почвы, поэтому чаще встречается многослойная подошва, что также способствовало увеличению срока носки обуви. Вторым необходимым элементом сандалии являются ремешки. Сандалии могут быть с закрытой носочной частью (рис. 1.56), с закрытой пяточной частью, укрепляющей голеностопный сустав (рис. 1.5в), крепящимися на подъеме стопы (рис. 1.5г).

Для большинства сандалий восточного типа характерно крепление, проходящее между большим и средним пальцами (рис. 1.5д). В зависимости от назначения сандалий меняются их конструкция, число ремней и декор. Если сравнить по функциональным признакам африканскую сандалию (рис. 1.5д) с древнегреческой (см. рис. 1.5а), то можно заметить, что в первом случае явно преобладает эстетическая функция, а во втором более выражена утилитарная функция и сандалия имеет простую устойчивую форму  

Очень старой и широко распространенной обувью можно считать поршни (рис. 1.6), прототипы которых уходят в глубокую древность.

Украинские постолы представляют собой видоизмененный вариант поршней с широким использованием декора (рис. 1.7а).

 

В них ремни, которыми обувь удерживается на стопе, выполняют не только утилитарную, но и эстетическую функцию.

Поршни и постолы встречаются не только у славян, но и у туркмен и других народов. В туркменских чакои (рис. 1.76), выполненных из кожи таннидного дубления, четко определены две линии соединения деталей, которые максимально экономичны с точки зрения формования и повторения формы стопы. Богатый и пышный геометрический орнамент нанесен черной краской. В носочную часть введен дополнительный элемент — маленькая вытачка, которая помогает формованию и в которую вшит декоративный язык. Детали заготовки соединены тачным швом, играющим в данном случае декоративную роль.

Наибольшее разнообразие опанковой обуви встречается у югославов.

На рис 1.7в показаны югославские опанки закрытой конструкции. Виртуозные югославские мастера находили множество вариантов декоративного плетения "решеток".

Народные кожаные туфли — обувь, более близкая по форме и методам изготовления к современной, а также самая универсальная и интернациональная В них исчезает своеобразие национального декора, на передний план выступает монументальная четкость частей формы.

Югославские и русские народные кожаные туфли близки по форме (рис. 1.7 г, д).

В русской северной обуви мы видим значительно завышенную союзку (рис 1.7е). Интересным конструктивным элементом является подрез в верхней части заготовки, который дает возможность убрать излишки материала в шов. В туфлях Воронежской губернии (рис. 1.7ж) интересна система соединения верха и низа: подошва асимметричная, многослойная, с металлической подковкой, имеется задний шов, передняя часть союзки сплошь расшита тончайшей металлической нитью.

Наиболее сложными с точки зрения конструкции и изготовления являются сапоги и полусапоги.

Сапоги встречаются у южных и северных народов, живущих в равнинных и горных местностях, как наиболее утилитарная, хорошо защищающая ногу обувь. У северных народов они являются основной обувью, в ассортименте обуви народов юга и средней полосы России они встречаются реже.

Форма и конструкция сапог, как и других видов обуви, изменялись постоянно. Голенище сапога, как правило, представляет собой двух- или одношовную систему, в которой расположение и число швов определяются степенью облегания, размерами шкур животных.

В одношовных сапогах шов чаще всего располагается сзади, в двухшовных швы идут по бокам.

В сапоге наиболее важной является часть, закрывающая голеностопный сустав, так как она подвергается наибольшим нагрузкам вследствие движения стопы.

Сапоги народов Сибири имеют своеобразную конструкцию в области, закрывающей голеностопный сустав. Они мягкие, с длинной треугольной вставкой в носочной части в виде язычка (рис. 1.8а, б).

Постепенно конфигурация ластовицы видоизменилась: она все больше прилегала к ноге в области голеностопного сустава и постепенно уменьшалась в размере. В конце концов она стала доходить только до высшей точки большого пальца, что потребовало изменения конструкции носочной части сапога. Подошву стали сшивать с верхом с помощью швов, образующих объемную поверхность заготовки. Образцом такой конструкции могут служить современные чукотские сапоги (рис. 1.8в).

В XV в. появились сапоги, в которых язычок союзки переходил на голенище, причем конфигурация язычка была очень разнообразна (рис. 1.8г, д).

Для сапог приамурских народов характерна большая декоративность. Скрепляющими элементами в них служат завязки и воздушные петли, носочная часть заострена в виде треугольника, излишки материала аккуратно уложены в мелкие сборки и воспринимаются как декоративная необходимость (рис. 1.8е). Носочная часть может быть образована также путем скрепления верха с подформованной подошвой (см. рис. 1.8г).

Совсем по-иному выглядят сапоги народов Закавказья, Средней Азии, Афганистана. Таджикские сапоги (рис. 1.8и) выполняются из жесткой кожи. Сплошная задняя часть голенища переходит на тонкий каблук с металлической набойкой, носочная часть загибается кверху (рис. 1.8ж, з). Подошва, напоминающая лепесток цветка, декоративно оформлена латунным гвоздиками

Металлическими пластинами покрыта многослойная подошва сапог среднеазиатских пастухов (рис. 1.8к). Условия природы требовали такой многослойной жесткой конструкции с металлическими пластинами, которые препятствовали скольжению ноги при лазании по горам. Голенище в таком сапоге двухшовное.

Русский сапог (см. рис. 1.89) — вытяжку — также кроили из целого куска кожи и сшивали минимальным числом швов. Это объяснялось, с одной стороны, сложностью их изготовления, а с другой — стремлением достичь наибольшего облегания ноги, без складок.

Сапоги народов Закавказья плотно облегают ногу и либо сшиты целиком из мягкой кожи со швом спереди или сзади, либо представляют собой вязаный из шерсти сапогчулок с пришитой подошвой из мягкой или жесткой кожи (рис. 1.8л).

Изменения формы обуви чаще всего происходит в связи с изменением моды. Характер такого изменения приведен на рис. 1.9.

В целом закономерный характер изменения форм имеет объективный и субъективный характер: с одной стороны, развитие обуви подвержено влиянию воли человека-художника, социальным установкам, производственным процессам, с другой — изменения и трансформация форм могут быть отчасти связаны с психологией и биологическими ритмами человека. Ритмическое чередование форм связано с гармонической сущностью самого процесса развития обуви, его системой организации.

Похожие статьи

znaytovar.ru

Как форма пятки влияет на возможность ношения туфель и балеток.

Почти всю обувь, что я видела в жизни с жестким задником, изготавливают на вот такую округлую пятку, когда «мяско» выступает со всех трех сторон. Задник делается округлый и сужается кверху. Туфли и балетки как-бы цепляются за такую пятку и не сваливаются с нее. А в природе, сами понимаете, многообразие и все-такое, и пятки бывают без «мяска» полностью, с «мяском» только с одной стороны или только с двух. Еще бывают разнообразные деформации типа подворотов пятки вовнутрь и тому подобное.

И вот с такими вот маленькими пятками начинаются проблемы с выбором туфель, балеток и босоножек без ремешков - всей той классической обуви, которую очень хочется иметь в гардеробе.

пятка женская форма сравнение туфли

На картинке вверху круглая пятка, а внизу пятка совсем без «мяска» и пятка с «мяском» только по бокам. Синей штриховкой показано где образуются пустоты при ношении обуви с жестким задником.

формы пяток

Округлую пятку задник обхватывает равномерно и полностью, нагрузка распределяется равномерно. Если пятка узкая, то с той стороны где «мяска» нет, задник прилегает только верхним краем, который начинает тереть и давить, потому что нагрузка вся на него (красные точки это те места, где будет тереть).

Если задник помягче, он просто ломается и морщится, от чего обувь выглядит плохо.

Помимо того что не подходящий задник трет или ломается, самая большая проблема у маленьких пяток - выскальзывание из широкого задника. И тогда девушки, чтобы обувь плотно сидела и не соскальзывала, начинают носить обуви на размер-полтора-два меньше!

Я как только узнаю что у моей клиентки или участницы курса сантиметровые размеры не сходятся с тем размером, которые она обычно покупает, так сразу понимаю что у нее пятка маленькая (или очень укая нога). Например, у девушки может быть нога в длину 25 см, это 39 размер ноги, значит некоторые модели будут 38, некоторые 40, особо китайские могут быть 41. Но если с такой ногой девушка носит 37 и 37,5 - это стопроцентно пятка мелкая и нога из бОльшей обуви вываливается. Из-за плотно сидящей обуви нога может начать деформироваться уже и спереди, пальцы и косточки могут тереться, ноги могут уставать, но такой девушке в голову не придет что ей нужен бОльший размер обуви, потому что она уже пробовала, и такая обувь на ней не держится. А все дело в пятках! (У мужчин, кстати, та же история, если они ходят в туфлях и ботинках)

Хуже всех девушкам, у которых пятка без «мяска» со всех трех сторон и сочетается она с высоким подъемом и широкой стопой спереди. Вот кому классические туфли вообще нереально найти.

На фото, для примера, самая выступающая часть пятки находится там, где у обуви с жестким задником начинается сужение и край. А значит будут мозоли.

Через секунду пятка выскользнет из этих босоножек.

Что делать?

Ну если нет возможности сшить обувь на заказ по индивидуальным колодкам, то нужно постараться избегать обувь, которая по конструкции должна за пятку цепляться при ходьбе:

  • обычные модельные балетки без дополнительных креплений
  • обычные туфли без дополнительных креплений
  • обувь, которая предполагает что должна держаться за счет продольного натяжения
  • туфли и босоножки с ремешком вместо задника без дополнительных креплений вокруг щиколотки или подъема
  • любая обувь, рассчитанная на полную ногу. Такая даже зашнурованная по самое немогу все равно будет сползать

Что носить?

1. Брать обувь своего размера, но с какими-то дополнительными креплениями вокруг! щиколотки. Если не хочется чтобы ремешки резали ногу - можно найти модель с бежевыми ремешками.

Балетки и сандали — то же самое.

2. На некоторых ботинках есть специальные уплотняющие валики на заднике. Если пятка не совсем крохотная - она за них будет держаться.

3. Даже туфли и балетки бывают с таким валиком.

4. С закрытой обувью можно носить хб подследники. Они увеличивают сцепление с поверхностью обуви, делают стопу на пару миллиметров шире и улучшают гигиену.

хб следки подследники

5. Можно использовать всем известные специальные пяткоудерживатели. Не всем подойдут и не на любую обувь наклеятся, но попробовать не дорого. Они приклеиваются на внутреннюю сторону задника и могут помочь заполнить пустоты, зафиксировать пятку и спасти от натирания.

пяткоудерживатели

Плюс, если выбирать обувь по ширине и полноте, нога в ней будет держаться за счет хорошего и комфортного прилегания в передней части. Особенно это важно для узких ног или с низким подъемом.

В некоторых случаях может помочь обувь с резинкой и мягким задником, но тут тоже нужно внимательно прислушаться к ощущениям, чтобы натянутые части не терли.

В совсем крайнем случае, когда прямо ну очень нужно надеть классические туфли или босоножки, приклейтесь к стельке на двухсторонний скотч, как это делают селебрити. Это сработает при ношении обуви на босу ногу, в колготках не приклеишься)). Лучше дома сидеть отклеиваться от стельки, чем ходить с больными и кровоточащими ногами.

Узкая пятка, конечно, не единственная причина проблем с подбором туфлей (всего 6 важных параметров для подбора обуви на каблуках), но довольно распространенная. А как у вас с пятками дела обстоят?

(В моем жж дубль этого поста с прямыми ссылками на товары для интересующихся)

make-your-style.livejournal.com

Как выбрать модные женские туфли в 2013 году

Один из главных вопросов, интересующих гламурных модниц – как выбрать модные женские туфли в 2013 году, какие цвета, формы и каблуки будут модными в следующем году? Ежегодно дизайнеры радуют модниц новыми моделями женских туфель. 2013 год не явится исключением, поскольку ассортимент новых моделей женской обуви чрезвычайно широк и включает в себя различные стилевые направления — от классического до эпатажно-уникального. Модели туфель 2013 года смогут удовлетворить самых взыскательных представительниц прекрасного пола многообразием вариантов: открытые и закрытые, на шпильках и без каблуков, на платформе, в греческом стиле.

Модные формы туфель 2013 года

Как выбрать модные женские туфли в 2013 году. Вдохновленные функциональной обувью балерин – пуантами, модельеры создали оригинальную форму женских туфель с объемными квадратными носами, украшенные лентами или ремешками.

Актуальными остаются традиционные и такие любимые изящные туфельки с острым носом – туфли-«лодочки» на высоком каблуке. Несколько видоизменить традиционную форму лодочек дизайнеры решили с помощью широкого, слегка скошенного каблука и кокетливой перепонки вокруг щиколотки. Предложены даже остроносые туфельки, полностью изготовленные из меха.

Модный каблук 2013

Никакие мировые катаклизмы не в состоянии заставить женщин отказаться от ношения туфель на высоком каблуке. Важно правильно выбрать модные женские туфли 2013. Но требования к каблукам в грядущем году несколько изменились. Уходят в небытие умопомрачительные тончайшие шпильки. Каблук, оставаясь довольно высоким, становится более устойчивым и объемным. Формы каблука приобретают самые причудливые очертания. Например, широкий прямоугольный каблук может быть прикреплен так, что создается впечатление, что он вот-вот отпадет.

Наиболее практичным способом добиться визуального увеличения своего роста были и остаются модные женские туфли 2013 на платформе. Геометрический «пэчворк» в туфлях на приподнятой платформе, украшенных ремешком, обвивающим щиколотку, является одним из наиболее модных трендов 2013 года.

Не менее практичной, чем платформа, является и другая «приподнимающая» форма каблука – танкетка. Зачастую такая подошва украшает туфли, выполненные с использованием мотивов кожи рептилий.

Модный декор туфель 2013 года

Тяга модельеров к классическим стилям выразилась в применении такого декоративного элемента, как пряжка. На некоторых модных женских туфлях 2013 пряжки приобретают гипертрофированные размеры. Вычурные, богато украшенные стразами они называются аграфами. Однако некоторые дизайнеры считают, что пряжки не обязательно должны символизировать роскошь. Иногда они могут дополнять туфли, изготовленные в стиле милитари,  имея при этом гораздо более скромный и менее объемный вид.

Роскошное наследие стиля «барокко» выразилось в  украшении обуви шикарными композициями из кристаллов. Туфли, похожие на ювелирное изделие, может иметь прозрачный «хрустальный» каблук и быть расшитыми разноцветными бусинами.

Модели из натуральной кожи в коллекции обуви 2013 года соседствуют с изящными туфельками из текстильных материалов. Праздничный вид придают туфлям декоры из бархата и кружев, из которых может быть изготовлен и весь носок обуви. Изящные вышивки превращают изящные дамские туфельки в настоящие произведения искусства.

Женственность, страсть, соблазнительность, — вот основной девиз модельеров, подаривших представительницам женского пола прекрасную коллекцию туфель 2013 года, мимо экземпляров которой, не смогут равнодушно пройти даже самые взыскательные ценительницы изящной, модной и элегантной обуви.

kakznatok.ru


Смотрите также