Коллекция Н. С. Мустафаева. Обувь XVIII века. Часть 1. Картины туфель


ВСЕ БАШМАКИ ВАН ГОГА

     

160 лет тому назад, 30 марта 1853 года в небольшой деревушке Грот-Зюндерт, что в Нидерландах, недалеко от границы с Бельгией, в семье протестантского пастора родился всемирно известный голландский художник - постимпрессионист Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh).

       486px-vincent_van_gogh_1866492px-autoportrait_de_vincent_van_gogh         

Ви нсент, примерно в 13-15 лет.                  Автопортрет, 1889 год.

         Несколько слов об использовании мною термина «башмаки», объединяющего все виды обуви, нарисованных Ван Гогом. Это название чаще всего применяется для обозначения обуви. То ли это ботинки, то ли туфли или сабо, то ли деревянные кломпы. Старые, поношенные, грязные - все они башмаки. И картины с их изображением чаще тоже подписаны этим словом. Оно часто встречается и в русской литературе.  А теперь переходим к  рассматриванию всяких башмаков на полотнах художника.

                     &nbs p;        &n bsp;  ВСЕ  БАШМАКИ  ВАН ГОГА1                «Едоки картофеля». 1885. Музей Ван Гога. Амстердам.        Не показал Винсент Виллем Ван Гог на своей известной картине «Едоки картофеля», что надето на ногах этих едоков, сидящих по сторонам сколоченного из грубых необтёсанных досок то ли стола, то ли ящика. Так как колени мужчин и женщин по правую и левую стороны прижаты к этому столу-ящику и не видны вовсе. Да и низок этот стол, чуть повыше стульев. Едоки сосредоточены на еде, размеренном и основательном ритуале поедания её. Крестьяне, уставшие и севшие к столу после краткой молитвы, бережно достают, кто вилкой, кто ложкой, а кто руками, ещё горячие под восходящим паром, картофелины из общего блюда, заправленного салом, и медленно их пережёвывают. Надо насытиться, восстановить и набрать новые силы перед завтрашним выходом в поле. Из кувшина в белые чашки льётся коричневая жидкость, по-видимому, кофе. Коптит керосиновая или масляная лампа над столом. Тихая вечерняя скудная трапеза...      Едоки, скорее всего, босы, либо в чулках, так как, сняв обувь, дали отдохнуть своим натруженным за день ногам. Они ещё не обмыли их. Возможно, если хватит сил, это произойдёт перед сном. А пахнувшие потом и телом каждого из них ботинки уже сушатся, тоже отдыхают и разносят своё крестьянское и индивидуальное амбре вокруг того места, куда их поставили до завтра...      Но художник не забыл об этих ботинках. Он нарисовал их на отдельных холстах. Все пять пар, по числу едоков картофеля. И даже больше - десять картин. Я их отыскал в Интернете, присмотрелся и предположил, что это, возможно, не только и не столько просто рисунки обуви, а отражение более глубокого замысла художника и он вложил в них внутренний смысл их изображения. И в этом предположении я остался не одинок.       Попробуем вникнуть и понять эти не столь популярные и мало известные картины великого голландского художника Винсента ван Гога. В этой серии полотен, изображающих ботинки, туфли и сабо (деревянные кломпы) бедняков, что, по словам Ван Гога, есть «говорящая» натура. Мастер как бы закрепил интимные символы верности себе и своим убеждениям, привычкам, манерам носить обувь и засвидетельствовал свою приверженность чисто голландскому бережному отношению к вещам, свойственным человеческой природе. Труд и пот, а также отражение времени, погоды, даже отпечатки формы стоп в результате их длительного ношения с анатомическими особенностями каждого, теми или иными отклонениями в фалангах пальцев, выраженности высоты свода стопы, возможными признаками плоскостопия владельцев обуви - всё оставило на этих ботинках свои следы. «Если от картины, изображающей крестьян, пахнет салом, дымом, картофелем, отлично! Все это только на пользу. Если в хлеву пахнет навозом, прекрасно! Если в полях стоит запах спелых хлебов или картофеля, гуано или навоза, это только на пользу... Картина, изображающая крестьян, ни в коем случае не должна пахнуть духами». Так писал Винсент ван Гог в одном из своих многочисленных писем брату Тео.      Самой популярной и знаменитой картиной с нарисованной обувью, отнюдь не относящейся к числу общепризнанных шедевров художника, является полотно под названием «Башмаки» (Иногда под этой картиной пишут название «Ботинки»). Натурой, якобы, послужила купленная Ван Гогом на парижском блошином рынке в 1886 году пара изношенных ботинок. В одних источниках - это крестьянская обувь, по другим - приобретена у работяги. Цель их приобретения тоже разниться. То ли они были куплены по - случаю, то ли специально для задуманного полотна.      Известность этой картины возникла по разным причинам. Первая состоит в том, что изображение обуви, вообще довольно эксклюзивный проект, вызвало несколько дискуссионных статей с анализом рисунка и вторичным искусствоведческим и философским анализом предполагаемого замысла автора. Вторая причина, более современная - это коммерческая сторона вопроса после того, как картина была выставлена на продажу на аукционе. Надо отметить, что не так давно (в 2007 г.) состоялась мини выставка с экспозицией только этой одной картины: «Башмаки» Ван Гога» в Кёльнском Музее Вальрафа - Рихарца (Wallraf-Richartz-Museum). И ещё. Этой картине несколько поэтов посвятили стихотворные строки. Так что рост популярности полотна, можно предположить, ещё не завершён...      Франсуа Гози, бывший учеником в парижском ателье Кормона в 1886-1887 гг., написал о том, как Ван Гог, в своей парижской мастерской, показал ему картину, изображающую пару башмаков. Тогда работа над ней близилась к завершению. Гози писал о Ван Гоге: «На блошином рынке он приобрел пару старых башмаков, башмаков возчика (charretier). Они были тяжелыми и толстыми, но чистыми и начищенными до блеска. Это были забавные башмаки (croquenots riches). В одно дождливое утро он, якобы, надел их и пошел прогуляться. Заляпанные грязью, они стали еще интереснее... Винсент правдиво изобразил их на картине».      А вот и последняя сенсация, сделавшая это полотно ещё более знаменитым уже для русского ценителя творчества Ван Гога: EchoMSK 28 апреля 2012, 22:03 в ГМИИ им. Пушкина в рамках программы Ксении Басилашвили «Хранители» (совместно с компанией «Сетевизор») для пользователей сайта "Эхо Москвы" состоялся эксклюзивный показ картины Винсента ван Гога «Башмаки», привезённой из Амстердама для выставки «Воображаемый музей». Презентация была транслирована по видео - репортажу на сетевизоре...

2        & ; ;   Картина «БАШМАКИ» (нидерл. Ein Paar Schuhe). Винсент ван Гог.           Музей Винсента ван Гога, Амстердам. 

     Картина написана летом 1886 года в Париже. Эта картина, якобы, была продана на одном из аукционов «Сотбис» в Лондоне 7 ноября 2006, за $8,976,000. На картине Ван Гога «Ботинки» изображены два измятых, вконец исхоженных, ботинка, причём кажущиеся, что оба с левой ноги, в то же время равные друг другу в своей принадлежности одному хозяину.      Австралийский поэт Джон Ловетт (John Lovett из города Кума (Австралия) в 1953), посмотрев этот рисунок, в стихотворении «Портрет ботинка» написал такие стихи:   Смотрю на стоптанный башмак: Один, второй. Как будто левых? Крестьянский труд - нутра их мрак, Тяжёлых дух гнездится в чревах. Неведом им ухода воск; Без формы - плачут ортопеды. Вервей закрученных полос, Жевали будто шнуркоеды. Они ещё вместят в себя, Узлами скрученные пальцы. И погребут, судьбу терпя, Сквозь жизни ад - неандертальцы.

    Башмаки как сироты жмутся посреди свободного пространства, где, казалось бы, достаточно места для менее тесного их расположения. Но они привыкли топтать землю, пашню, пол мастерской, всегда, будучи рядом, «впряженными» в тело и в работу одного человека, надетыми на его обе неразлучные ноги - труженицы. Их истерзанные насилием шнурования и стягивания, уплотнённые шнурки - верёвки, возможно, уже были заменены, не выдержав испытания временем, выглядят весьма плачевно и нечисто, как и сами ботинки. На картине нет даже земли, налипшей на башмаки в поле или по дороге с поля, а эта приставшая к башмакам земля могла бы, по крайней мере, указать на их применение. Нет частиц опилок или мелкой стружки, которые могли бы рассказать о работе их хозяина в мастерской, где выстругивали кломпы. Нет и мучной пыли на них или шелухи с зерён, попавших на мельнице. Просто стоят крестьянские башмаки, и, кроме них, нет ничего. Такова была задумка художника...      Некоторые исследователи творчества Ван Гога находили разные причины, вызвавшие у художника идею натюрмортов с ботинками. К одной из них относят описание Флобером, которого Ван Гог весьма ценил, своих старых башмаков в письме к Луизе Коле: - «В обычной старой паре башмаков есть что-то очень грустное. Когда ты думаешь обо всех шагах, которые ты сделал в этой обуви, Бог знает где, обо всей траве, которую вытоптал, обо всей грязи, которую собрал, о треснувшей коже, которая щерится, то, как бы хочется сказать, остолоп, купи себе новую пару башмаков из блестящей, поскрипывающей кожи. - И она однажды станет похожей на меня, на тебя, после того, как ты несколько раз запятнаешь верх и промочишь носок». Поскольку это письмо с датой «13 декабря 1846 г.» было опубликовано в 1887 г., оно могло быть прочитано художником.      Идея нарисовать свои башмаки могла зародиться у Ван Гога и после того, как он увидел набросок, воспроизведенный в книге Сансье (Sensier) о художнике Милле. Книга эта называется «Художник и крестьянин», она была напечатана в 1864 г. На Ван Гога эта книга произвела глубокое впечатление, о чём он не раз ссылался на нее в своих письмах. Сравнение наброска Милле, изображающего его башмаки с деревянными подошвами с картиной Ван Гога, подтверждает предположение о возможном желании написать свой вариант ботинок. Майер Шапиро предполагает, что немногие осмелились бы посвятить целое полотно собственным башмакам, обращенное к образованной публике. Вряд ли это сделали бы Мане, Сезанн, Ренуар или Милле. И никто из них не изобразил бы башмаки так, как это сделал Ван Гог.

 «Пара ботинок». Париж, 1887. Балтиморский музей изобразительных искусств. Коллекция Кона.      На этом более позднем этюде, тяжелые, подбитые гвоздями ботинки, по-видимому, рабочего человека, занятого на «чистом» производстве стоят словно близнецы - братья, один из которых небрежно скинутый с уставшей ноги, перевернулся подошвой кверху. Они всё же оказались рядом, как и первая пара, тесно прижавшаяся друг к другу, и один, робко трогая другого развязанным шнурком - пальцем, как бы вопрошает: - «Не ушибся ли ты при падении? Ты ОК?»      Ван Гог, рисуя ботинки, создаёт их живой портрет, описывает вещь, а не какую-то абстракцию предмета с натуры, отражает как бы взаимоотношения ботинок между собой, показывает их живое соприкосновение друг с другом. Для этой связи в каждой паре (а он рисует только пары ботинок) он оживляет шнурки, как некие образы рук, одухотворяет их, заставляет их прикасаться ко второму ботинку, как бы передавая сотоварищу свои мысли и переживания.      Некоторые исследователи пишут о «психологии», навеваемой картинами и даже проводят аналогии с переживаниями самого художника. Возможно, права искусствовед А. Шиманска, утверждающая, что подобные работы являют собой «потрясающий символ замученного человека, который осознает себя через вещь, через настроение усталости от своего существования». А Ван Гог всю свою беспокойную жизнь был усталым, надломленным человеком с неустойчивой психикой. Трудно сказать, какую из картин с единственной парой башмаков друг Ван Гога Гоген видел в Арли. Он описал об этом несколькими годами позже и с некоторыми литературными преувеличениями: «....Видишь ли, эти башмаки стойко перенесли все трудности дороги». Эта строка из его рассказа подтверждает ключевой факт, состоящий в том, что для Ван Гога принадлежавшие ему башмаки были памятной частицей его жизни, священной реликвией. Майер Шапиро в своей статье «Натюрморт как личный объект: заметки о Хайдеггере и Ван Гоге» (1968), Топос, № 2-3 (5), приводит абзац из романа Кнута Гамсуна «Голод», написанного в 1880-е 2001 гг., где герой описывает свою обувь и своё к ней отношение. Шапиро считает, что описание обуви у Гамсуна отражает подобное отношение Ван Гога к изображаемым ботинкам, как «частица его самого ».

4           Винсент Ван Гог. «Обувь». Музей Метрополитен.

     Присмотришься к этим поношенным, растоптанным, повидавшим всё и хлебнувшим вдоволь лиха обувкам - ботинкам, отдалённо напоминающим нам поношенные современные кеды или кроссовки, и тогда прочувствуешь сам или увидишь целую гамму отраженного в них бытия вплоть до момента снятия их с усталых крестьянских ног. После этого обоюдного облегчения они уже только и способны, молча отдыхать и не двигаясь, поведать и передать зрителю свои чувства, ощущения и переживания в их оригинальном и неповторимом художественном воплощении на холсте. Рассматривая картину, мы не можем даже сказать, где стоят эти башмаки. Вокруг них нет ничего, к чему они могли бы относиться, есть только неопределенное пространство. Художник предусмотрительно создал пустой фон, не отвлекающий смотрящего на посторонние предметы, чтобы он получше рассмотрел главный его объект - поношенные ботинки.

5          «Три пары ботинок». Кембридж, Массачусетс, Музей искусств.

     Вот перед нами целая шеренга ботинок-горемык, которые просят  не мешать им отдыхать и в то же время безнадежно-привычно демонстрируют свою разящую изношенность, нищету и усталость, слегка лениво и незаметно для нас, передвигая шнурки-руки, но не сплетая их, лишь в изнеможении опущенных и уложенных расслаблено вразброс. Особенно жалок крайний слева - вконец растоптанный с вывернутыми голенищами и загнутым навечно передним концом, а в перевёрнутом другом ботинке видна намечающаяся дыра в подошве, треснувшей на сгибе.        Н.А.Дмитриева в своей моногрфии о Винсенте Ван Гоге "Человек и художник" (М. Художник, 1980), касаясь изображённых на холстах ботинок, пишет: - «Они словно говорят: на нас еще никто никогда как следует не смотрел - так посмотрите же! И мы смотрим и неожиданно для себя видим многое: долгие, долгие дороги, исхоженные упорным путником, покрытые угольной пылью, снегом и лужами, дороги с колдобинами и булыжниками, колючками и комьями земли; видим внутренним зрением и самого путника, который, подобно этим ботинкам, изрядно поизносился, побит и помят, но не потерял способность идти дальше - подметки сделаны на диво прочно и только отполировались от странствий, даже и шнурки не порвались, хоть и расшнуровались наполовину, а язычки башмаков вывалились и повисли набок, как язык у тяжело дышащей усталой собаки.»

6

         Ещё одно изображение ботинок без обнаруженного названия. На этом, предпоследнем в этой серии картин, второй ботинок тоже повёрнут кверху подошвой. Ван Гог явно хотел этим показать, до чего же они изношены, так как состояние подошвы говорит о скором соприкосновении стопы с матушкой - землёй через будущую, уже начинающую протираться дыру в ней. Хотя каблук, судя по его мало скошенным, местами ровным краям и сохранившемуся узору головок сапожных гвоздей ещё не стоптался, а может и был наново подбит деревенским сапожником. Выпирающие, участки кожи ботинка, после того как хозяин почистил их, сняв с ноги, отблескивают среди потёртостей чёрным цветом и отображают слепок натруженных мозолистых, огрубевших пальцев и неровности самой стопы... Пришло время показать и безымянную пару старых ботинок, стоящих на выщербленных досках, причём один из них уже даже без шнурка. Но кант подмёток ещё вроде не отстаёт и они ещё «каши не просят»... Всё же они кажутся уже сношенными.  

7

     Ван Гогу не прощали новаторства в его склонности к мастерству, не ограниченному в  выборе натуры. Его изображения возвышенного и прекрасного, которое пробивалось через понимание внутренней сути предметов и явлений: от ничтожных, рваных башмаков, до золотистых подсолнухов или фиолетовых ирисов, разноцветных букетов, ярко зелёных полей, ураганных ветров и мрачных заброшенных строений, вызывали непонимание у собратьев по цеху. Умение изображать, порой совершенно несопоставимые в художественном масштабе контрасты, поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи, стать «попутчиком импрессионистов». Он умел концентрировать своё внимание на, казалось бы, мелочах, превратив, к примеру, персонажи с картины «Едоки картофеля» в символ «униженных и оскорблённых», и заставить стоптанные, рваные ботинки кричать о мучениках нищеты.       Если бы авторы закрытия оконных проёмов дома в Нюэнене фрагментами картины «Едоки картофеля», добавили «такую мелочь», как все пять холстов с ботинками, как бы снятыми с ног этих едоков, вместо окон на обратной стороне фасада, то композиция в тематическом оформлении дома могла завершиться ещё более оригинально. Тогда и туристы обходили бы весь дом по окружности, а не проходили только вдоль его фасада.       Пока Ван Гог жил, или как пишут, прозябал в голландской провинции, он любил тихую грусть этой страны и вдохновенно там творил... Рассказывают, что однажды в Эйндховене, сравнительно крупном промышленном городе, расположенном неподалеку от Нюэнена, и славившемся текстильными изделиями, шляпами и кружевами, местный торговец красками свел его с художником любителем - кожевником Керссемакерсом. В Эйндховене Винсент смотрел работы Керссемакерса, одобрил их, а тот нанес ему ответный визит в Нюэнен, где в ту пору проживал художник. Картины Винсента, развешанные и разбросанные где попало в неприбранной мастерской, показались кожевнику грубыми и аляповатыми. Они настолько отличались от всего, что он до сей поры привык понимать под живописью, что он простился с Винсентом довольно холодно и даже не пообещал зайти в другой раз.      Винсент понимал, что его тяга к изображению быта и вещей бедняков не является популярной темой продаваемых и покупаемых полотен и их рыночная стоимость невелика, но взгляды на коммерческую выгоду никогда не довлели над Ван Гогом. Он был и умер нищим. Возможно, что его ботинки имели такой же вид, как и изображённые им на его пяти холстах. Знаете, сколько сотен миллионов долларов теперь стоят эти ботинки на картине? Не самая дорогая, но, безусловно, интересная работа недавней коллекции аукциона Кристи - «Пара ботинок» (38х42; 1886-1887; 8-12 млн. долл.) кисти Винсента Ван Гога. Четыре из пяти картин серии находятся в разных музеях мира, лишь одна - у частного коллекционера, который и выставил ее не так давно на продажу. Менее известны ещё пять картин Вансента Ван Гога, на которых изображена обувь. На одной он нарисовал кожаные сабо. А на другой - полусапожки...

8    "ПАРА КОЖАНЫХ САБО". Арль, март 1888. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.        Кожаные начищенные сабо никакого отношения к крестьянским или рабочим ботинкам не имеют. Это обувь другого класса людей, другой социальной группы. Они нарядны, не стоптаны, смазаны ваксой и готовы к воскресному выхода их хозяина на прогулку в парк, приходу в гости, приёму приглашённых гостей дома.

9

     Наименования и место экспозиции этих полусапожек определить мне не удалось. Обувь, по-видимому, кожаная, далеко не новая, возможно женская. Думаю, что она не крестьянская, а городского владельца, работника какой-нибудь мастерской или фабрики. Возможно, домохозяйки. Сброшены небрежно, так как стоят перепутано по стороне ног, на грубо крашенном полу.      Ещё на трёх натюрмортах художник нарисовал деревянные кломпы рядом с овощами, кухонной посудой, бутылками с вином и хлебом....

 10        Натюрморт с капустой и деревянными башмаками".1881. Музей Ван Гога. Амстредам.

     В 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), ван Гог создает свою одну из двух первых живописных работ : «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками».   Это один из ранних натюрмортов Ван Гога, выполненный во время обучения у Антона Мауве в Гааге.  Потемневший кочан капусты, лежащие рядом клубни картофеля, либо свёкла с морковью, соседствуют почему-то с парой деревянных кломпов, то ли на полке с неплотно пригнанными досками, то ли на полу сарая или кухни...

11

"Натюрморт с сабо и горшками". Нюэнен, ноябрь 1884. Центральный музей, Нидерланды.

      В сентябре 1855 он пишет «Натюрморт с глиняной посудой, бутылью и двумя деревянными башмаками». Это одна из самых ярких картин по применённым краскам

12

 Натюрморт с глиняным горшком, бутылкой и сабо. Оттерло. Музей Кроллер-Мюллер.         На этих картинах деревянная обувь не выписана, а просто как  бы является показателем крестьянского быта, наряду с утварью и другими атрибутами его. Поэтому и я не стал останавливать внимание читателя на деталях полотен. Просто на них изображена деревянная обувь кломпы (кломпены) или сабо, распространённая прежде в Фламандии, Фландрии и Скандинавии.      Закончить своё эссе о «ботинках» Ван Гога мне бы хотелось словами крупного немецкого философа Мартина Хайдеггера, который в своём трактате «Истоки художественного творения» (1935/36) писал об этих картинах следующее: «Из темного истоптанного нутра этих башмаков неподвижно глядит на нас упорный труд тяжело ступающих ног во время работы в поле. Тяжелая и грубая прочность башмаков собрала в себе все упорство неспешных шагов вдоль широко раскинувшихся и всегда одних и тех же борозд, над которыми стоит пронизывающий, резкий ветер. На этой коже осталась сытая серость почвы. Одиночество забралось под подошвы этих башмаков, одинокий путь возвращения с поля домой вечерней порой. Немотствующий зов земли отдается в этих башмаках, земли, щедро дарящей зрелость зерна, земли с необъяснимой самоотверженностью ее пустынных полей в глухое зимнее время. Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках...».      Лучше не скажешь. И Винсент Ван Гог всё это показал на своих десяти холстах с разнообразными башмаками...      На посошок, позвольте привести неожиданное для меня стихотворение, посвящённое башмакам  Ван Гога:   Арсений ТАРКОВСКИЙ 13

     Пускай меня простит Винсент Ван Гог За то, что я помочь ему не мог, За то, что я травы ему под ноги Не постелил на выжженной дороге, За то, что я не развязал шнурков Его крестьянских пыльных башмаков, За то, что в зной не дал ему напиться, Не помешал в больнице застрелиться. Стою себе, а надо мной навис Закрученный, как пламя, кипарис. Лимонный крон и темно-голубое, - Без них не стал бы я самим собою; Унизил бы я собственную речь, Когда б чужую ношу сбросил с плеч. А эта грубость ангела, с какою Он свой мазок роднит с моей строкою, Ведет и вас через его зрачок Туда, где дышит звездами Ван Гог. 1958

www.andersval.nl

Коллекция Н. С. Мустафаева. Обувь XVIII века. Часть 1.: la_gatta_ciara

Я уже вам рассказывала о замечательной коллекции обуви и платьев 1920-х гг Н. С. Мустафаева. Теперь же хочу познакомить с его собранием туфель и пряжек XVIII века. 65 пар обуви и более 300 пряжек - думаю, редкий музей может похвастаться таким количеством обуви эпохи рококо. К тому же, все эти вещи прекрасно отреставрированы, но об этом чуть позже. Все показать и обо всем рассказать в одном посте не получится, так что, история с продолжением)В этой части любуемся на чудесные туфельки и читаем рассказ об истории обуви XVIII века.

Франсуа Буше. Портрет мадам Помпадур. 1756

Я недаром поставила заглавной картинкой для этого поста фрагмент картины Буше. Если можно было бы выразить суть эпохи в обуви, то рококо - это, безусловно, мюли (женские туфельки без пятки). Они наиболее точно передают кокетство и легкомыслие, присущие галантному XVIII веку.

Жан-Оноре Фрагонар. "Счастливые возможности качелей". 1767  Собрание Уоллес, Лондон.

Фрагмент, на котором хорошо видна одна из мюлей, летящая в воздухе)

В каком столетии вы увидите столько картин на подобные пикантные сюжеты?

Жан - Франсуа де Труа. Подвязки. 1724

La Distraite Engraving France 19th century.

Даже на картине ниже - женская ножка в голубом чулке и кокетливой мюли, выглядывающая из-под глухого атласного платья, расшитого серебром, рассказывает нам о скрытой чувственности дамы.

Жан - Франсуа де Труа. Признание в любви. 1731 г.

Фрагмент картины

Почти такие же мюли есть в коллекции Назима Султановича:

Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Это фото обуви и все ниже - мои. А вот здесь http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=1293  вы можете посмотреть эти мюли в 3D

Рассказывает Н. С. Мустафаев: "Мы гордимся тем, что эта редкая пара дамских мюлей конца XVII-го – начала XVIII-го века пополнила нашу коллекцию. Они полностью отражают дух того времени. Аристократические красные каблуки в форме рюмочки, сложная вышивка серебром, скульптурная форма, заостренный к центру обрез союзки – все это как нельзя лучше соответствует утонченной обстановке французского королевского двора того времени".

Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Интересна история этого приобретения: "Весной 2006 года, готовясь к аукциону Чарльза Витакера (http://www.whitakerauction.com), - рассказывает Назим Султанович, - я просматривал интернет-каталог предстоящих торгов и заметил интересную пару мюлей с великолепной вышивкой серебром и высокими каблуками обтянутыми красной кожей. Они датировались 1690 годами. Изучив детали и узнав эстимейт, я отправил по факсу ставку и мне оставалось только ждать, ждать и ждать…Пришел день торгов и поздно ночью, по московскому времени, мне сообщили новость, которая принесла только разочарование. Мне не удалось выяснить кто приобрел эту пару – музей, частный коллекционер или антиквар. Но однажды вечером, пять месяцев спустя, я набрел на очень интересный сайт http://www.silvermineantiques.com, на первой странице которого красовались мюли, о которых я думал почти полгода. Мне повезло, что я обнаружил их всего за несколько недель до того времени, когда их должны были отправить на аукцион "Christie's" в Лондон.

Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.Наклейка на подошве одной из туфелек позволяет предположить, что они находились в знаменитой коллекции американского газетного магната Вильяма Рандольфа Херста. Известно, что часть его огромной коллекции произведений искусства и антиквариата продавалась в модных универмагах Нью-Йорка: "Гимбэлз" и "Сакс Пятое Авеню" (Gimbels & Sax Fifth Avenue) в 1939 - 1941 годах.

Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Реклама, опубликованная в газете "Нью-Йорк Таймз" 2 февраля 1941, утверждает, что сокровища из коллекции Херста продаются «за малую часть от первоначальной цены».После 1942 года эти мюли находились в Трафагенской школе моды (Traphagen School of Fashion), которая обладала значительной коллекцией костюмов, кукол и украшений. Школа, имевшая собственную выставочную галерею, была основана в 1923 году дизайнером Этель Трафаген (Ethel Traphagen), которая известна тем, что ввела в женскую моду шорты и брюки в обтяжку. Особое значение в программе обучения уделялось технической стороне дизайна – конструированию и крою. Школа закрылась в начале 1990-х.Мюли были бережно отреставрированы Татьяной Черкасовой (в то время она была реставратором некрополя московского Кремля) и являются одним из ценных экспонатов коллекции"

Женская обувь времен рококо - это, безусловно, продуманная часть костюмного ансамбля, цветовое пятно, которое завершает живописный образ.

Jean-Baptiste Charpentier le Vieux. La Famille du duc de Penthievre en 1768 ou La Tasse de Chocolat

Nicolas Lancret (French, 1690-1743) The Escaped Bird

Не такие ли туфли, как у барышни на картине выше, находятся сейчас в коллекции Назима Султановича?)

Туфли из жёлтого дамаста с острым носом и широким каблуком Людовика. Великобритания. с. 1720-40. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Marriage A-la-Mode: 6, The Lady's Death

Фрагмент картины Уильяма Хогарта "Модный брак: смерть леди". 1743 г.

Есть и такие:

Остроносые туфли из розового дамаста на каблуке, декорированные позументом по союзке. Великобритания. c. 1745. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Подкладка язычка - подарок для всех любителей рокальных цветовых сочетаний!

Часть коллекции обуви XVIII века из собрания Н. С. Мустафаева.

О том, какие изменения происходили с обувью на протяжении всего XVIII века, рассказывает художник по костюмам, доцент Школы-студии МХАТ Ольга Поликарпова:"Вся обувь XVIII века, мужская и женская, шилась без различия на правую и левую ногу, поэтому иногда внутри попадаются метки чернилами "правая" и "левая".

Туфли с хлястиками для пряжек из шелка с крупным цветочным узором на каблуках средней высоты, с острыми носками. Великобритания. c. 1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Обувь с верхом из кожи этого столетия встречается крайне редко - видимо, она была изношена.

Редкий экспонат - женские повседневные туфли на пряжке и маленьком каблучке. 1770-е годы. Франция. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото с сайта http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=930

Сохранившиеся образцы туфель сделаны, как правило, из шелковых тканей - дамаста, штофа, репса, глазета, бархата, шелкового или шерстяного сатина и т. д.

Туфли с хлястиками для пряжек из парчи с крупным цветочным узором на каблуках средней высоты, с острым носком. Великобритания. c. 1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

 Часто обувь шили из ткани платья, а поскольку ткань была очень дорогой, то принципом симметрии при раскрое не руководствовались - рисунок правой и левой туфельки мог отличаться. Если ткани не хватало, то каблук обтягивали другой материей.

Женские туфли с верхом из дамаста на широком устойчивом каблуке. Великобритания. c. 1750. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Женские туфли на пряжке из шелка с крупными цветами. Острый носок и широкий каблук. Великобритания. c. 1720-1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

В то время обувь всегда была мягкой, без каких-либо прокладок для сохранения формы, она полностью дублировалась льном. Хлопок, как обувная подкладка, появился много позднее.

Туфли из зелёного дамаста с острым носом и короткими хлястиками для завязок. Полупара. Около 1690-1720 гг. Голландия. c. 1690-1720. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Эта полупара выставлялась недавно в  Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на выставке "Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета"

Интерьеры домов Голландии эпохи расцвета представляет выставка в ГМИИ им. Пушкина

Технология пошива всегда заметна в деталях. Для обуви начала XVIII века характерен рант из белой лайки, идущий между подошвой и тканью; весь век оставалась актуальной окантовка из тафтяной ленты по верху и конструктивным швам. Неустойчивость каблука решалась за счет его выдвижения ближе к своду стопы, отчего след от туфельки казался "невозможно маленьким". Надежный металлический геленок был придуман только в 1870-х годах.

Туфли из зелёного дамаста с острым носом и короткими хлястиками для завязок. Полупара. Около 1690-1720 гг. Голландия. c. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. К этой полупаре шел в комплекте чулок

Чулки голубые шёлковые машинной вязки. Декорированы шёлковой вышивкой. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото отсюда http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=2737

Уильям Хогарт. "Карьера распутника. Он пирует". Ок. 1735. Деталь

Где-то в середине столетия между слоями верха и подкладки по бокам все-таки появились прокладки из лайки. Они повышали износостойкость, поскольку на ткань на сгибе стопы приходилась немалая нагрузка.Цельнокроеные детали для крепления пряжек - "клюши" (в словаре В.И. Даля также "клюшва", "клюшевка") в обязательном порядке дублировались кожей.

Женские туфли с верхом из парчи на широком каблуке. Великобритания. c. 1730s. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Хлястики по бокам - и есть клюши. В них вдевалась пряжка.

Именно от надежности крепления пряжки зависела устойчивость обуви. Они удерживали, притягивали каблук, который, в силу своей несовершенной по нынешним понятиям конструкции, так и норовил привести к вывиху или к другой-либо неприятности.

Для обуви конца XVII - начала XVIII веков был характерен острый носок и высокий каблук. Вместе с фонтанжем они помогали создавать модный вытянутый силуэт.

1695 French Fashion Plate (Melle Allant Par La Ville) at the Los Angeles County Museum of Art, Los Angeles. Головной убор дамы называется "фонтанж" https://ru.wikipedia.org/wiki/Фонтанж

Исключение составляла Англия. Хотя здесь и не боялись экспериментировать и прослыть чудаками, но все же отдавали предпочтение обуви на более удобном, занимающем до трети длины подошвы, каблуке. Его так и называют "английский" (в англоязычной литературе "sensible" - "разумный").

Женские туфли с верхом из парчи на широком каблуке. Великобритания. c. 1730s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Под влиянием английских мод даже характерный для Франции "французский" каблук (или как его иначе именуют "каблук Людовика") иногда делали более устойчивым и широким.

Мода на острые носки была актуальной до 1730-х годов, а в Англии задержалась несколько дольше.

Женские туфли под пряжку из шёлка с цветочным узором. Великобритания. c. 1735. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Рисунок ткани - цветущие пионы - отсылают нас к стилю "шинуазри", т.е., повальному увлечению в XVIII веке всем китайским, особенно, фарфором.

Вот и пионы на белом фоне) Chocolate pot and cover. Meissen. ca. 1740 http://collections.vam.ac.uk/item/O187893/chocolate-pot-and-meissen-porcelain-factory/

Статуэтка мейсенского фарфора. Цветы и флоральные мотивы были невероятно популярны в эпоху рококо, о чем я уже писала http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html

В дальнейшем острый носок стал скругляться, но в 1790-е годы о нем снова вспомнили.Для обуви 1740-50-х годов в целом присущи спокойные плавные линии.В 1760-70-е годы пришла мода на комбинированную обувь.

Young Woman at Her Toilette by  Niclas Lafrensen, ca. 1780. Фрагмент

Лодочки из полосатого шёлка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке. Франция. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Лодочки из полосатого шёлка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке. Франция. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Сочетали контрастные ткани, а каблук любили обтягивать белой кожей, он стал высоким, а иногда и экстремально высоким.

Naughty Visitor  by Niclas Lafrensen, 1780

Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке. Франция. c. 1770-1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Со стороны пятки на нем появилось характерное ребро, "хребет".

Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке. Франция. c. 1770-1790 .Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь

Удивительно, как дамы той поры сохраняли равновесие в корсете, фижмах и на неустойчивых каблуках. Казанова в своих мемуарах пишет, что дамы в Версале передвигались прыжками.

Александр Рослин. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1777 г.

На изображениях того времени не редкость  тросточка для прогулок.

Модная картинка, 1778 г.

В 1780-е годы каблук заметно понизился и стал ощутимо тоньше.

LOUIS-ROLLAND TRINQUESSE. JEUNE FEMME TENANT SA CORRESPONDANCE DANS SON BOUDOIR

Такой каблук высотой  около 3 см называют "итальянским".

Туфли из голубого шёлка на низком итальянском каблуке. Франция. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Туфли из голубого шёлка на низком итальянском каблуке. Франция. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Вид со стороны подошвы

Portrait of a lady in a black redingote by Louis Gauffier,c. end of 18th c.

Туфли под пряжки из атласа оливкового цвета на гранёном итальянском каблучке. Великобритания. c. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Туфли под пряжки из атласа оливкового цвета на гранёном итальянском каблучке. Великобритания. c. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Это редкий экземпляр маркированной обуви XVIII века. А какое изысканное сочетание розового атласа подкладки язычка с горчичным цветом самой туфельки!

Carlton Hobbs LLC Painting of a Lady in Pensive Pose, Probably German, Ca 1775.

Деталь картины

Желтые туфли на низком каблуке с вышивкой по союзке. Франция. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

У этих туфель невероятно изящные линии подошвы

 

Желтые туфли на низком каблуке с вышивкой по союзке. Франция. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь. Спереди хорошо видно не только просечный орнамент с вставками из белого атласа, но и кусочек шнурка, торчащего из окантовочной тесьмы, на который затягивался верх туфельки.

Подошва передней части кожаной галоши. Великобритания. 1790-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Задняя часть в виде кожаного кольца крепилась к передней с помощью эластичной тесьмы и закреплялась на каблуке.

Галоша и туфелька. Как правило, рисунок носка туфли повторял рисунок носка галоши.

Хотя конструкция туфель оставалась одинаковой почти весь XVIII век, мода все же вносила свои коррективы: менялись материалы и их сочетание, декор, форма язычка (закругленная, зубцами, в последней трети столетия - углом или в виде сердечка), носок, каблук...

Что касается декора, то у каждого периода были свои предпочтения. В конце XVII - начале XVIII веков акцентировали центральную часть. Это могла быть вышивка или нашитое кружево, тесьма или позумент.

Henrietta Hobart, The Hon. Mrs Howard, later Countess of Suffolk ~ ca. 1720  attributed to Thomas Gibson

Женские туфли из светло-голубого дамаста с короткими клюшами под бант и высоким язычком с краем сложной формы. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Не забывали про пятки и каблуки. На них также мог располагаться позумент и, если представить, как он блестел, будучи новеньким, то выражение "сверкать пятками" сразу приобретет иной смысл.

Из рассказа Назима Султановича: "Говорят, что содержание серебра и золота в галуне было настолько высоким, что их спарывали и плавили".

В 1770-е годы на однотонной обуви по центру союзки любили делать изящную вышивку серебром, пайетками.

Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь. Верх туфельки затягивали шнурочком, чтобы она не соскакивала с ноги.

Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Подошва

К концу столетия стал популярен прорезной орнамент. Встречаются также бахрома, ручная роспись, мелкая объемная "гармошка" из тафтяной тесьмы и т.д.

Под занавес столетия каблуки были отправлены в чулан истории, о них забыли практически на полвека".

Les soeurs de Napoleon-Trois destins italiens, Musee Marmottan Monet

Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Такие туфли в России назывались "стерлядки", поскольку у них был острый носок, по форме напоминающий голову одноименной рыбки.

Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь

Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Подошва. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

*****Спасибо Ольге за интересный рассказ!

А я хотела бы вам показать еще два интересных экспоната из коллекции Назима Султановича.Первый - это паттены.

A City Shower, 1764, Museum of London. На девушке обуты туфли с паттенами.

Они служили защитой для дамских туфель и, как правило, шились из той же ткани. Тем не менее, по грязи в них, конечно, не ходили.

Дамские паттены из зелёного бархата и кожи вишнёвого цвета, декорированные саржевой лентой и вышивкой. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Дамские паттены из зелёного бархата и кожи вишнёвого цвета, декорированные саржевой лентой и вышивкой. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Подошва

Туфли и паттены 1730-1740. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания. http://collections.vam.ac.uk/item/O69464/pair-of-shoes-unknown/

Второй очаровательный экспонат - детские ботиночки.

Детские ботиночки из красной кожи с подкладкой из лайковой кожи и шёлка. Отделаны золотым шнуром по краю. На союзке вышит герб короля Пруссии Фридриха Вильгельма II. Германия. c. 1750-1755. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Детские ботиночки из красной кожи с подкладкой из лайковой кожи и шёлка. Отделаны золотым шнуром по краю. На союзке вышит герб короля Пруссии Фридриха Вильгельма II. Германия. c. 1750-1755. Из коллекции Н. С. Мустафаева.

Изящная эпоха была утонченной во всем, от взрослой, детской обуви - до бантиков и пряжек на ней. Вот о пряжках мы и поговорим в следующий раз)

Напоминаю сайт Первого Российского Виртуального Музея Обуви www.shoe-icons.com

Там вы сможете купить интереснейшую книгу "Обувь ХХ века. История моды и дизайна", написанную Н. Мустафаевым и Н. Подтелковой http://www.shoe-icons.com/about/publication.htm?id=94

Мои посты на похожие темы:

Коллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 1. 1920-е. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/342657.html

Коллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 2. Необычности. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/343540.html

Платья Эпохи Великого Гэтсби. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/260497.html

Выставка "Три века моды (1715-2016)". XVIII век. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/375149.html

Рококо и "Барри Линдон": жизнь в отблеске свечей. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/339181.html

Рококо: мужчина в цветах и порхающих бабочках. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html

Выставка в Эрарте. Костюмы Д. Донати для фильмов Ф. Феллини. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/388685.html

la-gatta-ciara.livejournal.com

Музейная коллекция вечерних туфель 19-20 веков. Часть 1 – Ярмарка Мастеров

История обуви исчисляется тысячелетиями.

Первая обувь появилась около 30 тысяч лет назад. Обувь носила исключительно практический характер. И лишь в средние века в высших сословиях обувь стала приобретать тенденции моды, отображать статусность владельца. 

В 18 веке в мужском и женском костюме появилась не функциональная, а исключительно статусная, модная, этикетная функция обуви — салонная, вечерняя обувь. Такую обувь надевали исключительно на представительный выход. Для дам такая обувь стала носить очень тонкую функцию женского обольщения. Ведь именно в 18-19 веке появилось «искусство показывать ножку» из-под длинного подола платья.

Вечерние туфли 19 века преимущественно делали из шелка на кожаной подошве. В начале 20 века стали появляться вечерние туфли из тонкой кожи, с множеством декоративных элементов, застежек, завязок. Также вечерние туфли стали делать из комбинированных материалов (кожа, шелк, сатин) и комбинированных цветов.

Предлагаю вам посмотреть музейную коллекцию вечерней дамской обуви. Наслаждайтесь и вдохновляйтесь!

коллекция

вечерние туфли

обувь

1850 год, шелк.

 1875 год, шелк.

1880 год, шелк.

1885 год, шелк.

1885 год, шелк.

1890 год, кожа.

1890 год, кожа.

1890 год, шелк.

1890 год, шелк.

1890 год, шелк.

1890 год, шелк.

1895 год, шелк.

1897 год, шелк.

1900 год, шелк.

1900 год, шелк.

1900 год, шелк.

1900 год, шелк.

1900 год, шелк.

1900 год, шелк.

1900 год, шелк.

1902 год, шелк.

1905 год, шелк, кожа.

1906 год, кожа.

1907, шелк.

1910 год, шелк.

1910 год, шелк.

1912 год, кожа.

1914 год, кожа.

1915 год, кожа.

1915 год.

1918 год, кожа.

1918 год.

1919, кожа.

1920 год, кожа.

1920 год, кожа. Мода на лодочки вошла с легкой руки Одри Хепберн.

1920 год, кожа.

1920 год, кожа.

1920 год, шелк, кожа.

1920 год, шелк.

1920 год.

1921 год, кожа.

1924 год, шелк.

1925 год, кожа.

1925 год, кожа.

1925 год, шелк.

1925 год, шелк.

1925 год.

 Продолжение следует >>

www.livemaster.ru

Туфли обои, туфли картинки, туфли фото

  • Превью обои туфли, цветы, букет  6.7 1280x720  10231 туфли, цветы, букет
  • Превью обои туфли, обувь, стиль  5.9 1280x720  5140 туфли, обувь, стиль
  • Превью обои туфли, свадьба, трава  5.6 1280x720  8200 туфли, свадьба, трава
  • Превью обои туфли, ботинки, букет, сердечко  1.0 1280x720  4390 туфли, ботинки, букет
  • Превью обои michael jackson, туфли, носки, брюки, буквы  7.7 1280x720  31937 michael jackson, туфли, носки
  • Превью обои маноло бланик, туфли, босоножки, обувь  6.5 1280x720  4748 маноло бланик, туфли, босоножки
  • Превью обои маноло бланик, туфли, дизайн  6.2 1280x720  4618 маноло бланик, туфли, дизайн
  • Превью обои ноги, туфли, полосатый, носки  6.1 1280x720  6959 ноги, туфли, полосатый
  • Превью обои рыжеволосая, туфли, подоконник, девушка, модель  5.8 1280x720  11469 рыжеволосая, туфли, подоконник
  • Превью обои девушка, туфли, каблук, джинсы, ноги  4.4 1280x720  12057 девушка, туфли, каблук
  • Превью обои скрипка, туфли, настроение, музыка  4.1 1280x720  9582 скрипка, туфли, настроение
  • Превью обои ноги, туфли, гольфы  3.7 1280x720  7319 ноги, туфли, гольфы
  • Превью обои кот, туфли, дорога, пятнистый  -2.3 1280x720  5118 кот, туфли, дорога
  • Превью обои модель, блондинка, туфли  6.9 1280x720  9929 модель, блондинка, туфли
  • Превью обои виктория джастис, брюнетка, туфли, джинсы, стиль  6.3 1280x720  15041 виктория джастис, брюнетка, туфли

wallpaperscraft.ru


Смотрите также