LJ Magazine. Китайские туфли


История китайской туфельки - Восточные моды или bright old things

Подмела, прибрала циновку и изголовье,Надушила туфли иноземными благовониями... [Чжан Хэн "Песня о согласии"].

В культуре Китая обуви отведена очень важная и неоднозначная роль. Первые образцы обуви, использовавшиеся в Китае, были найдены в пещере Тяньюань (Tianyuan) под Пекином. Древние жители этих мест в каменном веке оборачивали ноги кусками кожи и обували в кожаные шлепанцы. Кстати, в китайском языке слова, связанные с "обувью" (鞋, xie) имеет своим корнем иероглиф "ge" (革), что означает "шкура животного". Далекие предки китайцев также использовавшие для изготовления обуви траву, кудзу, пеньку и другие растительные волокна.Туфли из пеньки (волокон конопли) небогатые слои населения носили и позже. К примеру, сохранилось описание таких туфель в песнях царства Вэй:Лёгкие туфли свои из пенькиДаже и в холод готов он носить -Нежные женские руки теперьПлатье ему не поленятся сшить... ["Песни царства Вэй: Легкие туфли"].

шелковые тапочки для лотосовых ножек (XIX век, шелк и вышивка, ручная работа, Музей шелка, Сучжоу)

На юге Китая изготавливали в основном соломенную обувь, сшивая их бамбуковыми иглами и льняными нитями (северяне скрепляли кожаную обувь костяными иглами и кожаными шнурами). Соломенный верх обуви "пришивали" к деревянным подошвам. Такая обувь появилась в Период Сражающихся Царств и была двух типов: с плоской подошвой или с остроконечной. В деревнях провинции Шаньдун (на востоке Китая) крестьяне носили "соломенные гнезда" - ботинки из стеблей и листьев рогоз и кукурузы. Эту обувь носили в холодное время, так как материалы считались самыми эффективными для сохранения тепла. В эпоху Шан (около 3000 лет назад) люди стали делать шелковую обувь, однако, она была доступна далеко не каждому.

Таким образом, китайскую обувь можно классифицировать и с точки зрения материала, из которого её изготавливали: растительные волокна, ткань (шелк, парча), кожа. С другой соторы обувь классифицируется по функциям, которые она выполняла: ритуальные (свадебная, погребальная, церемониальная), детская, взрослая, театральная, "лотосовые туфельки" и т.д.

шелковые туфли на небольшой платформе (конец XIX века, Кантон, Китай, shoe-icons.com).

Китайцы придавали обуви особое значение и считали, что она должна выполнять роль и церемониального дара, и талисмана, и даже всего рода лекарства. Обувь оставляли в качестве приношения статуям Будды как знак благодарности, а иногда использовали и в обрядах духов - для того, чтобы привязать душу испуганного ребенка ее первоначальной "оболочке". Обувь не случайно фигурировала даже в таких практиках: китайцы считали, что обувь настолько тесно связана с персоной, что странствующая душа сразу услышит родной звук стука подошвы туфель по дверному косяку.  О привязанности к своей обуви повествует и старая китайская пословица: "Покинуть Поднебесную также легко, как выкинуть рваную обувь" (弃天下, 犹弃敝屣).

В эпоху Цин с помощью покупки новой пары обуви противоположного пола (то есть для женщин - мужской, а для мужчин - женской) можно было избавится от пагубной привычки напиваться чаем без меры. Владельцу нужно было только набить купленную туфлю целиком чайными листьями, а потом заваривать их. Считалась, что как только листья в туфляъ закончатся - человек избавится от пагубного пристрастия.

Предписания по отношению к обуви содержались в фундаментальных произведениях. Например, конфуцианском трактате "Чжоу ли" ("Ритуалы Чжоу") рекомендуется снимать обувь перед входом в дом, на пиршествах должно находиться без носков и обуви, а министры обязаны представать перед императором босыми. На босые ноги существовало табу только во время религиозных церемоний.

Генералы и кавалеристы Терракотовой армии из гробницы императора Цинь Шихуанди (221-206 до н.э.) обуты в обувь из кожи, стрельцы - в обувь из ткани со сшитой подошвой, верхом квадратной формы и ремешком через подъем ноги. Стандартизированная военная форма уже существовала, а значит существовали и специальные предписания по поводу обуви военного человека.

Сановники носили шелковые сапоги на толстой подошве, но в плохую погоду шелк быстро изнашивался и поверх шелковой обуви надевали кожаные сапоги, которые покрывали слоем растительной краски.

шелковые туфли на кожаной подошве (XX век, Китай, Метрополитен музей)

Правильная обувь также отгоняла от ребёнка злых духов и демонов.  Рождение ребенка, помолвка, свадьба и похороны сопровождались обменом обуви, служившим отражением социальных, иерархических и  экономических взаимодействий. Родители заказывали детскую обувь, украшенную изображениями тигра, слона, дракона или змеи. Обувь была индикатором строгой социальной иерархии, не стоит забывать и об эротическом подтексте пеленания женских ног.

Эталоном женской красоты в Китае считалась малюсенькая ножка, по форме напоминающая лотос или маленький полумесяц. Женщина с крупной ногой была несчастьем для семьи –  она не могла удачно выйти замуж. С трёхлетнего возраста стопу девочки туго-туго обертывали бинтами, притягивая пальцы ноги к пятке. Для торжественной процедуры "бинтования" мать девочки заказывала пару миниатюрных красных туфелек, которые были вдвое меньше размера ноги дочери и символизировали будущую удачу в браке. Производство маленьких туфелек прекратили лишь в 1998 году.

шелковые туфельки для "лотосовой ножки" (XIX-XX век, Китай).

Со свадьбой также связано много интересных обувных историй. В старину каждая девушка в Китае должна была сшить и вышить себе к свадьбе красивые матерчатые туфли. Причем, невесты носили обувь только розового или красного цвета. Состоятельные семьи дарили новобрачной четыре пары таких  прекрасных туфелек в форме лотоса, а толстосумы могли преподнести шестнадцать пар обуви: в арсенале роскошной невесты на каждый сезон года должно быть по четыре пары туфелек (то есть 4 по 4). Мать невесты дарила дочери "обучающие" тапочки, расписанные эротическими сюжетами, которые были призваны помочь молодоженам в первой брачной ночи. Среди подаренной обуви была и ритуальная пара красных туфель, которую следовало забросить на крышу дома для привлечения в семью счастья, любви и благополучия.

тапочки невесты, расшитые драконами и фениксами (XX век, Китайская республика, Пекинский столичный музей).

С цветами обуви в Китае также не все было просто. Невесте полагались розовые или красные туфельки. Обувь для умершего (обувь "долголетия") для мужчин была синего, коричневого или черного цвета, для женщин - ярких цветов, чаще всего это были те же туфли, что надевались на её свадьбу. Желтый цвет обуви мог выбирать только император и его члены.На императорских сапогах и узоры были особого свойства: драконы, радуга, облака - прерогатива императорской семьи.

Множество китайских художников и поэтов уделяли внимание ногам, и, в частности, обуви – туфелькам, тапочкам, носкам. В рамках конфуцианской культуры в отношении одежды существовали жесткие правила этикета,  тем самым превращая её в визуальный показатель социальной принадлежности. Об обуви можно почитать следующие китайские сказки: "Туфли с головой тигра" (про детскую обувь-оберег), "Чжаочжоуский мост" (про обряд вышивания невестой пары туфелек).Например, в песни, написанной поэтом Лу Ю (1125-1210), звучит мотив тоски по родине и внутренней свободы. Он пишет про пару деревянных сабо, которые были сделаны в его родной деревне и стали для него источником счастья и свободы. Благодаря туфлям он получил возможность ходить по грязным дорогам и избавился от скуки ожидания хороших дней:

Один день дождя, три дня грязи,А как только грязь высыхает, дождь начинается снова.Стоит выйти, на каждом шагу препятствия,Которые делают меня абсолютно несчастным.Так что я купил за сто монет деревянные туфли,И теперь гуляю по деревне каждый день [Лу Ю].

Другой поэт Се Линюнь (385–433), живший в эпоху Южных и Северных Династий,  вообще известен тем, что придумал специальное приспособление для обуви, которое необходимо было просовывать в подошву, что облегчало подъем в горы. Так сильно он увлекался альпинизмом!

Одним из самых потрясающих видов обуви  были маньчжурские туфли на платформе, которые напоминали своим видом венецианские чопины. Причем от высоты платформы зависел статус из хозяйки: чем выше платформы, тем более значима по социальной лестнице дама, их обувшая.

туфли на платформе (шелк, хлопок, XX век, Маньчжурия, Метрополитен музей).

Большое внимание уделено китайским туфелькам и в знаменитом романе "Сон в красном тереме". Так, например, в 45 главе мы находим поэтическое описание мужской обуви "китайского денди" Цзя Баоюя  “с узором бабочек, порхающих среди цветов” (胡蝶落花鞋, hudie luohua xie). это были атласные туфли на низком каблуке, расшитые цветами, с аппликацией в виде порхающих бабочек. аналог таких шелковых туфель, расшитых шелковыми узорами в виде цветов и бабочек и сейчас можно увидеть под названием “huaxie”.

шелковые туфли на небольшой платформе, расшитые бабочками (XX век, Китай, Метрополитен музей).

Ещё одним знаменитым видом обуви являются так называемые "туфли Мао" (布鞋, buxie), простые матерчатые туфли без каблука, восходящие к обуви пехотинцев армии Шихуана. в основном они бывают черного цвета, иногда попадается женский вариант с небольшим каблуком и перемычкой.

туфли Мао (XX век, современный вариант, хлопок и резина)

ещё несколько интересных ссылок по теме:* современный художник Пэн Вэй (женщина, если что) расписывает туфли акварелью.* шикарный российский ресурс по истории обуви: http://www.shoe-icons.com* детская обувь из собрания Bata Shoe Museum Toronto

tata-cheshuina.livejournal.com

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности — к 10-му веку. В Древнем Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». Позже они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке к браку родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.

Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

Классификации:

Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.

Дивная (А-2): слабая и утонченная…

Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд ограничений:

1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;

2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;

3) не шевелить юбкой при сидении;

4) не двигать ногами при отдыхе.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Этот же эссеист завершает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид «лотосовой ножки» мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

«Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные «лотосовые ножки» были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы — они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Китайским женщинам приходилось платить за красоту и сексапильность очень высокую цену.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком — вот портрет классической китайской красавицы.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц. Мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: "Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть".

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину — сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3-4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь 8-сантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

«Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанные женщины могли умереть со стыда, если процесс омовения ноги видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Поразительно, но факт — парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как «китайские туфли».

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что это такое:

47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»47 шокирующих снимков ног китайских «женщин-лотосов»

Инструкции:

1. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.

2. Возьмите пару детских туфель.

3. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.

4. Засуньте ногу в детские туфли.

5. Попробуйте прогуляться.

6. Представьте, что вам пять лет…

7. …и что вам придется ходить таким образом всю жизнь.

Поделитесь этим постом со своими друзьями!

travelask.ru

История китайской туфельки: china_shore

Подмела, прибрала циновку и изголовье,Надушила туфли иноземными благовониями... [Чжан Хэн "Песня о согласии"].

В культуре Китая обуви отведена очень важная и неоднозначная роль. Первые образцы обуви, использовавшиеся в Китае, были найдены в пещере Тяньюань (Tianyuan) под Пекином. Древние жители этих мест в каменном веке оборачивали ноги кусками кожи и обували в кожаные шлепанцы. Кстати, в китайском языке слова, связанные с "обувью" (鞋, xie) имеет своим корнем иероглиф "ge" (革), что означает "шкура животного". Далекие предки китайцев также использовавшие для изготовления обуви траву, кудзу, пеньку и другие растительные волокна.Туфли из пеньки (волокон конопли) небогатые слои населения носили и позже. К примеру, сохранилось описание таких туфель в песнях царства Вэй:Лёгкие туфли свои из пенькиДаже и в холод готов он носить -Нежные женские руки теперьПлатье ему не поленятся сшить... ["Песни царства Вэй: Легкие туфли"].

шелковые тапочки для лотосовых ножек (XIX век, шелк и вышивка, ручная работа, Музей шелка, Сучжоу)

На юге Китая изготавливали в основном соломенную обувь, сшивая их бамбуковыми иглами и льняными нитями (северяне скрепляли кожаную обувь костяными иглами и кожаными шнурами). Соломенный верх обуви "пришивали" к деревянным подошвам. Такая обувь появилась в Период Сражающихся Царств и была двух типов: с плоской подошвой или с остроконечной. В деревнях провинции Шаньдун (на востоке Китая) крестьяне носили "соломенные гнезда" - ботинки из стеблей и листьев рогоз и кукурузы. Эту обувь носили в холодное время, так как материалы считались самыми эффективными для сохранения тепла. В эпоху Шан (около 3000 лет назад) люди стали делать шелковую обувь, однако, она была доступна далеко не каждому.

Таким образом, китайскую обувь можно классифицировать и с точки зрения материала, из которого её изготавливали: растительные волокна, ткань (шелк, парча), кожа. С другой соторы обувь классифицируется по функциям, которые она выполняла: ритуальные (свадебная, погребальная, церемониальная), детская, взрослая, театральная, "лотосовые туфельки" и т.д.

шелковые туфли на небольшой платформе (конец XIX века, Кантон, Китай, shoe-icons.com).

Китайцы придавали обуви особое значение и считали, что она должна выполнять роль и церемониального дара, и талисмана, и даже всего рода лекарства. Обувь оставляли в качестве приношения статуям Будды как знак благодарности, а иногда использовали и в обрядах духов - для того, чтобы привязать душу испуганного ребенка ее первоначальной "оболочке". Обувь не случайно фигурировала даже в таких практиках: китайцы считали, что обувь настолько тесно связана с персоной, что странствующая душа сразу услышит родной звук стука подошвы туфель по дверному косяку.  О привязанности к своей обуви повествует и старая китайская пословица: "Покинуть Поднебесную также легко, как выкинуть рваную обувь" (弃天下, 犹弃敝屣).

В эпоху Цин с помощью покупки новой пары обуви противоположного пола (то есть для женщин - мужской, а для мужчин - женской) можно было избавится от пагубной привычки напиваться чаем без меры. Владельцу нужно было только набить купленную туфлю целиком чайными листьями, а потом заваривать их. Считалась, что как только листья в туфляъ закончатся - человек избавится от пагубного пристрастия.

Предписания по отношению к обуви содержались в фундаментальных произведениях. Например, конфуцианском трактате "Чжоу ли" ("Ритуалы Чжоу") рекомендуется снимать обувь перед входом в дом, на пиршествах должно находиться без носков и обуви, а министры обязаны представать перед императором босыми. На босые ноги существовало табу только во время религиозных церемоний.

Генералы и кавалеристы Терракотовой армии из гробницы императора Цинь Шихуанди (221-206 до н.э.) обуты в обувь из кожи, стрельцы - в обувь из ткани со сшитой подошвой, верхом квадратной формы и ремешком через подъем ноги. Стандартизированная военная форма уже существовала, а значит существовали и специальные предписания по поводу обуви военного человека.

Сановники носили шелковые сапоги на толстой подошве, но в плохую погоду шелк быстро изнашивался и поверх шелковой обуви надевали кожаные сапоги, которые покрывали слоем растительной краски.

шелковые туфли на кожаной подошве (XX век, Китай, Метрополитен музей)

Правильная обувь также отгоняла от ребёнка злых духов и демонов.  Рождение ребенка, помолвка, свадьба и похороны сопровождались обменом обуви, служившим отражением социальных, иерархических и  экономических взаимодействий. Родители заказывали детскую обувь, украшенную изображениями тигра, слона, дракона или змеи. Обувь была индикатором строгой социальной иерархии, не стоит забывать и об эротическом подтексте пеленания женских ног.

Эталоном женской красоты в Китае считалась малюсенькая ножка, по форме напоминающая лотос или маленький полумесяц. Женщина с крупной ногой была несчастьем для семьи –  она не могла удачно выйти замуж. С трёхлетнего возраста стопу девочки туго-туго обертывали бинтами, притягивая пальцы ноги к пятке. Для торжественной процедуры "бинтования" мать девочки заказывала пару миниатюрных красных туфелек, которые были вдвое меньше размера ноги дочери и символизировали будущую удачу в браке. Производство маленьких туфелек прекратили лишь в 1998 году.

шелковые туфельки для "лотосовой ножки" (XIX-XX век, Китай).

Со свадьбой также связано много интересных обувных историй. В старину каждая девушка в Китае должна была сшить и вышить себе к свадьбе красивые матерчатые туфли. Причем, невесты носили обувь только розового или красного цвета. Состоятельные семьи дарили новобрачной четыре пары таких  прекрасных туфелек в форме лотоса, а толстосумы могли преподнести шестнадцать пар обуви: в арсенале роскошной невесты на каждый сезон года должно быть по четыре пары туфелек (то есть 4 по 4). Мать невесты дарила дочери "обучающие" тапочки, расписанные эротическими сюжетами, которые были призваны помочь молодоженам в первой брачной ночи. Среди подаренной обуви была и ритуальная пара красных туфель, которую следовало забросить на крышу дома для привлечения в семью счастья, любви и благополучия.

тапочки невесты, расшитые драконами и фениксами (XX век, Китайская республика, Пекинский столичный музей).

С цветами обуви в Китае также не все было просто. Невесте полагались розовые или красные туфельки. Обувь для умершего (обувь "долголетия") для мужчин была синего, коричневого или черного цвета, для женщин - ярких цветов, чаще всего это были те же туфли, что надевались на её свадьбу. Желтый цвет обуви мог выбирать только император и его члены.На императорских сапогах и узоры были особого свойства: драконы, радуга, облака - прерогатива императорской семьи.

Множество китайских художников и поэтов уделяли внимание ногам, и, в частности, обуви – туфелькам, тапочкам, носкам. В рамках конфуцианской культуры в отношении одежды существовали жесткие правила этикета,  тем самым превращая её в визуальный показатель социальной принадлежности. Об обуви можно почитать следующие китайские сказки: "Туфли с головой тигра" (про детскую обувь-оберег), "Чжаочжоуский мост" (про обряд вышивания невестой пары туфелек).Например, в песни, написанной поэтом Лу Ю (1125-1210), звучит мотив тоски по родине и внутренней свободы. Он пишет про пару деревянных сабо, которые были сделаны в его родной деревне и стали для него источником счастья и свободы. Благодаря туфлям он получил возможность ходить по грязным дорогам и избавился от скуки ожидания хороших дней:

Один день дождя, три дня грязи,А как только грязь высыхает, дождь начинается снова.Стоит выйти, на каждом шагу препятствия,Которые делают меня абсолютно несчастным.Так что я купил за сто монет деревянные туфли,И теперь гуляю по деревне каждый день [Лу Ю].

Другой поэт Се Линюнь (385–433), живший в эпоху Южных и Северных Династий,  вообще известен тем, что придумал специальное приспособление для обуви, которое необходимо было просовывать в подошву, что облегчало подъем в горы. Так сильно он увлекался альпинизмом!

Одним из самых потрясающих видов обуви  были маньчжурские туфли на платформе, которые напоминали своим видом венецианские чопины. Причем от высоты платформы зависел статус из хозяйки: чем выше платформы, тем более значима по социальной лестнице дама, их обувшая.

туфли на платформе (шелк, хлопок, XX век, Маньчжурия, Метрополитен музей).

Большое внимание уделено китайским туфелькам и в знаменитом романе "Сон в красном тереме". Так, например, в 45 главе мы находим поэтическое описание мужской обуви "китайского денди" Цзя Баоюя  “с узором бабочек, порхающих среди цветов” (胡蝶落花鞋, hudie luohua xie). это были атласные туфли на низком каблуке, расшитые цветами, с аппликацией в виде порхающих бабочек. аналог таких шелковых туфель, расшитых шелковыми узорами в виде цветов и бабочек и сейчас можно увидеть под названием “huaxie”.

шелковые туфли на небольшой платформе, расшитые бабочками (XX век, Китай, Метрополитен музей).

Ещё одним знаменитым видом обуви являются так называемые "туфли Мао" (布鞋, buxie), простые матерчатые туфли без каблука, восходящие к обуви пехотинцев армии Шихуана. в основном они бывают черного цвета, иногда попадается женский вариант с небольшим каблуком и перемычкой.

туфли Мао (XX век, современный вариант, хлопок и резина)

ещё несколько интересных ссылок по теме:* современный художник Пэн Вэй (женщина, если что) расписывает туфли акварелью.* шикарный российский ресурс по истории обуви: http://www.shoe-icons.com* детская обувь из собрания Bata Shoe Museum Toronto

china-shore.livejournal.com

Китайские туфельки-лотосы - История костюма и моды

Туфельки, которые столетия назад носили китаянки, - настоящие произведения искусства, поражающие своими крошечными размерами и изяществом. Чтобы стать обладательницей такой обуви маленьким китаянкам приходилось пройти через жестокий ритуал перевязывания ножек. Это тот самый случай, когда красота требовала неимоверных жертв.

В музеях мира хранится множество туфелек-лотосов - память о неизвестных красавицах Китая, незаменимая деталь старинного женского китайского костюма. Здесь собрана небольшая коллекция этой обуви и интересный рассказ.

Китайская туфелька XIX векаДлина 16.5 см

Она же:

Китайские башмачки ок. 1900 года.Шелковый верх, хлопковая подкладка.Длина - 15 см.

Та же пара с другого ракурса:

Другая пара китайских башмачковДатировка размытая - с начала XIX века до 1940 года.От пяточки до носка - 13 см.

Для сравнения - китайская женская обувь в XIX веке могла иметь и более узнаваемые формы. К примеру, эта пара обуви из Маньчжурии. Анатомическая колодка, каблучок по центру стопы - стимул для семенящей походки.XIX век, длина 24 см.

Они же, вид сзади:

Длина этих китайских туфелек-лотосов XIX века - 16 см

А этих - 16.5Металлически нити вышивки растрепались, каблучки традиционно покрыты узорами...

На всех фотографиях экспонаты из музея Метрополитен (Нью-Йорк).

Древняя китайская легенда гласит: Однажды императору Тайзонгу из династии Танг (618 - 907 г.г.) приснился чудный сон. Ему явилась танцовщица, исполняющая арабески на прекрасном цветке лотоса. Она так грациозно изгибала ножки, что Тайзонгу показалось, будто он видит полумесяцы. Проснувшись, император приказал изогнуть носки своих ступней, притянув мизинец как можно ближе к внешней стороне пятки, и крепко перевязать лентами - так сильно он хотел, чтобы и его ноги стали словно цветы лотоса.</p>

Это лишь одна из многочисленных легенд о том, как в Китае зародилась фантастическая традиция перевязывания ног, просуществовавшая более 10 веков. В другой сказочной истории говорится о хитрой лисе, которая пыталась выдать себя за императрицу и для этого перевязала лапы, чтобы те стали меньше. По версии, которой придерживаются сами историки, в появлении жестокого обычая виноват Ли Ю, правитель южных земель китайского государства. Одна из его наложниц была искусной танцовщицей. Развлекая своего господина, она танцевала на высокой золотой платформе в форме лотоса, балансируя на больших пальцах ножек (историки утверждают, что это стало прообразом будущего балета). Другие наложницы стали самостоятельно уродовать и перевязывать свои ноги, чтобы быть похожей на фаворитку и получить такие же привилегии.

Крошечная, искусственно деформированная ножка-лотос стала в Китае одним из главных символов женской красоты и принадлежности к высшему сословию (только в начале 17 века, желая сравняться с высшей кастой, к таинству перевязывания начали обращаться все китаянки, вне зависимости от социального положения). Крупная нога долго время считалась признаком уродства, и для многих представительниц высших слоев общества удачное замужество просто не могло состояться, если у невесты были большие ноги. Конечно, были и такие девушки, которые отказывались от повязок, бросая тем самым вызов общественному мнению… Но принять такое решение они могли, только став взрослыми и уже пройдя через боль и неудобства ножки-лотоса, ведь процедуру перевязывания обычно проводили девочкам в возрасте от 3 до 11 лет. Деформация стопы и жесткое перетягивание бинтами приводили к тому, что у взрослой девушки пальцы ступней фактически теряли чувствительность, так как кровь в них попросту не поступала. Многие из китаянок в течение всей жизни не могли передвигаться без посторонней помощи, другие же ходили крохотными шажками, с большим трудом удерживая равновесие.

Боль и беспомощность становились дорогой платой за статус, женственность, красоту и изящество. Лучшие обувные мастера изготавливали уникальные туфельки-лотосы, используя самые разнообразные материалы и украшения. Первую пару уменьшенных вдвое туфелек (сшитых на удачу из красной материи) мама заказывала для дочери перед процедурой перевязывания (которая, кстати, считалась большим семейным праздником). В дальнейшем для маленькой ножки горожанки предназначались шелковые туфли, для жительниц более бедных провинций обувь изготовляли из хлопка. От местности, кстати, зависели и стиль, форма и декор обуви. Цвета же оставались едиными для всех - китайские мастера выбирали красный (для торжественных случаев), желтый (цвет императорской семьи, всем остальным разрешалось носить оттенки миндального цвета), голубой (с оттенками зеленого), белый (цвет траура) и черный (подходящий прежде всего пожилым людям).

Традиционным украшением туфелек-лотосов была вышивка, узоры которой чаще всего изображали цветы лотоса (символ солнца и чистоты), животных и растения. Многие женщины сами проектировали свою обувь, передавая мастерам эскизы с необходимым рисунком, который бы отражал их индивидуальность.

Статья о ножках-лотосах - allshoes.ru

Все это воспринимается как тысячелетняя сказка. Даже XIX век - это как-то очень давно... Старые кости никого не пугают, правда? После умиления маленькими туфельками насколько же дико видеть, что эти ноги еще существуют...

 

costumology.livejournal.com


Смотрите также