Легендарная обувь Romika теперь и в Молдове! ®. Молдавские туфли


Легендарная обувь Romika теперь и в Молдове! ®

29 декабря 1921 г в местечке Gusterath-Tal около города Триер (Trier) Германия была основана компания Romika AG и бренд Romika. В 1922 г началось производство обуви.

Основателями компании были три бизнесмена Hans Rollmann, KarlMichael и Karl Kaufmann. Бизнесмены решили использовать в написании бренда по две первых буквы фамилии каждого из них. Так получилось название Ro Mi Ka. Так незатейливо появился на свет один из самых узнаваемых обувных брендов в Европе.

Спустя более чем 90 лет немецкий бренд Romika стал одним из самых популярных в мире.

В нашей стране обувь Romika приобрела широкую известность и популярность ещё в начале 80-х годов, благодаря очень удобным и носким кроссовкам под названием Tennis Master 201, которые тогда продавались только в магазинах "Березка"или привозились из-за границы. Сегодня компания Romika поставляет свою продукцию более чем в 40 стран мира.

Сегодня Romika предлагает разнообразную обувь на все случаи жизни: босоножки и туфли, кеды и кроссовки, мокасины, сапоги и ботинки. Все модели созданы в спокойном и демократичном стиле без вычурных элементов и неудобной колодки. В такой обуви можно проходить целый день и не почувствовать усталости.

Помимо удобной посадки и анатомического строения, повторяющего контуры ступни, эта обувь обладает высокими теплоизоляционными свойствами. Зимние модели Romika выдерживают даже сорокаградусный мороз за счёт уникальных мембранных материалов Romitex® Membrane и многослойной стельки. Эта технология позволяет сохранять тепло и создавать комфортную среду для ножек детей и взрослых. Подошва из полиуретана надёжно защищает от влаги и холода и не скользит, что является ещё одним солидным «плюсом» в пользу этого немецкого бренда.

Полиуретановые подошвы 

Полиуретановые подошвы чрезвычайно ноские , легкие и гибкие и Ромика является лидером в разработке технологии изготовления полиуретановых подошв методом прямого внедрения ПУ (PU direct injected sole construction).

В этом процессе используются два полимерных компонента внедряемых непосредственно в матрицу. Мгновенная пенообразующая реакция внутри алюминиевой матрицы автоматически формирует профиль основания подошвы и скрепляет подошву с верхом обуви.

Top Dry Tex мембрана

На всех зимних моделях обуви Romika с технологией TopDry Tex установлена климатическая мембрана TopDry Tex , которая обеспечивает непромокаемость обуви и её защиту от ветра, в то же время позволяет ногам "дышать".

Качество и долговечность обеспечивается литьевым методом крепления подошвы. Посредством давления и высоких температур подошва вливается в верх обуви, тем самым надежно закрепляясь.

Многие покупатели отмечают износостойкость материалов, качество швов и отличные свойства фурнитуры, которая используется для пошива спортивной обуви. При этом они говорят, что ноги не устают, не потеют и всегда чувствуют себя максимально комфортно в обуви Romika. «Это настоящее немецкое качество» — говорят они и покупают обувь этой марки уже многие десятки лет.

Сегодня обувь компании ROMIKA доступна и в Молдове. В начале октября в нашей стране появилась первая осенне-зимняя коллекция.

Приобрести обувь ROMIKA сегодня можно в торговом комплексе ZORILE, расположенном в Кишиневе, ул. Каля Ешилор, 8, бутик 48/1, бутик 18/1, а также в магазине LUMEA INCALTAMINTEI по адресу  ул.Гагарина, 5.

Дополнительную информацию Вы можете получить по номеру телефона: 068105933 и на сайте ROMIKA.

Ждем Вас в наших магазинах!

point.md

Обувь высокого качества от молдавского производителя Hîncu

Компания Hîncu ориентируется на классику, потому что значительная часть городского населения работает в офисах, а молдавские потребители достаточно консервативны во вкусах.

Маргарита Хынку - бывший работник Zorile и в 90-х годах открыла собственное обувное производство, которое существует уже 20 лет. По началу она поставила на балконе своей квартиры швейную машину, а кожу, колодки, подошву и фурнитуру привозила из Турции. Сама раскраивала и сшивала заготовки верха, потом, чтобы прикрепить подошвы, несла их своим бывшим коллегам-сапожникам. А в выходные дни шла торговать изготовленной за рабочую неделю обувью на рынок.

Само предприятие ИП Hîncu в 1996 г. начиналось с двух арендованных комнатушек, где разместились, кроме директора, ещё три работника – бывшие коллеги. Постепенно коллектив разрастался, в него влились старшая дочь Стелла и её муж Андрей, а три года назад на работу приняли и младшую дочь, Наташу, которая занимается вопросами маркетинга и продаж.

По мере роста ИП Hîncu перешло в другую организационную форму - ООО, но фамилия женщины, положившей начало этому делу, осталась и в названии предприятия, и в качестве торговой марки.

Маргарита рассказывает, что большая часть работ по изготовлению обуви выполняется вручную, так как нет закройных машин. Для маленького предприятия, на котором работают 27 человек, не считая продавцов в фирменной торговле, это оборудование очень дорогое и вообще, обувной бизнес – достаточно тяжёлый и капиталоёмкий, а также требует больших производственных площадей, по сравнению с пошивом одежды.

Предприниматель считает, что секрет удобной обуви в правильно подобранной колодке, которых сегодня очень большой выбор. Над созданием новой коллекции работает команда модельеров и технологов-конструкторов, которые сначала строят модели на бумаге, потом делается по одной паре, чтобы оценить их в реале.

Компания ориентируется на классику, потому что значительная часть городского населения работает в офисах. Кроме того, молдавские потребители достаточно консервативны во вкусах. Цветная обувь обычно нравится, но потом покупатель чаще всего просит такую же пару, но чёрного цвета. Хотя в последнее время всё же больше стало продаваться цветной обуви.

Несмотря на то, что предприятие входит в проект Din inima, его владельцы решили не отдавать свою продукцию на реализацию в эти универмаги, а благодаря фирменной торговле у компании есть прямая связь с покупателями.По словам Маргариты, в Молдове достаточно много небольших обувных фабрик, но большинство из них предпочитают изготавливать мужскую обувь, потому что этим бизнесом занимаются мужчины. Им сложнее чувствовать женские запросы. Некоторые производители пробуют делать немного и женской обуви, но не всем из них удается правильно реагировать на рынок в этом сегменте. У Hîncu, наоборот, доля мужской обуви в ассортименте меньше, чем женской. Но, помимо взрослой, выпускается и обувь для детей школьного возраста.

Предприниматель также придерживается мнения, что в настоящее время важно не только сделать хороший товар, его нужно ещё уметь преподнести с помощью маркетинга. Поэтому приходится работать с мерчендайзерами, разработчиками сайтов, фотографами, участвовать в фэшн-показах и вести страницу в Facebook-е.

В последнее время производитель вынужден был повысить цены на обувь. За последний год цены увеличились на 20%. И этот фактор, и в целом кризис в стране повлияли на продажи (упали на 30%), из четырех бутиков пришлось один закрыть.

mybusiness.md

madein.md

Обувная фабрика Zorile терпит крупные убытки

Крупнейшая в Молдове обувная фабрика Zorile завершила 2012 год с убытком в 11,2 млн. леев. Крупнейшая в Молдове обувная фабрика Zorile завершила 2012 год с убытком в 11,2 млн. леев.

Крупнейшая в Молдове обувная фабрика Zorile завершила 2012 год с убытком в 11,2 млн. леев ($912 тыс.), хотя в 2011 году имела чистую прибыль 2,8 млн. леев.

Согласно отчету предприятия, объем продаж сократился с 81,4 млн. леев до 75,5 млн. леев, а их себестоимость снизилась на 1,8 млн. и составила 53,6 млн. леев.

Снижение прибыли обсусолено кризисом в ЕС, что привело к сокращению спроса и заказов у молдавских производителей продукции легкой промышленности.

Убыток от операционной деятельности составил около 11,6 млн. леев, результат от инвестиционной - 457 тыс. леев, убыток от финансово-экономической - 11 млн. леев. Рентабельность продаж Zorile - 40,97%

Компания в 2012 году опустилась на 10 позиций в рейтинге экспортеров и занимает 30 место. По импорту фабрика опустилась на 45 позиций и занимает 86 место.

Основной пакет акций (73,02%) компании принадлежит американскому инвестиционному фонду Donne Investment Limited - подразделению группы NCH, который три года назад выкупил контрольный пакет акций (60,3%) за $8,4 млн. 15,27% акций принадлежит White City. Уставный капитал - 39,5 млн. леев. Количество простых ценных бумаг - 2,2 млн. номинальной стоимостью - 18 леев.

Из досье pan.md: Фабрика Zorile является компанией с 68-летним опытом в обувном производстве. Ежегодно фабрика выпускает около 1 млн. пар кожаной повседневной обуви для женщин, мужчин и детей. Основные европейские партнеры - В Rieker, FlyFlot, Cortina, Gamp Около 90%, произведенной продукции идут на экспорт. На фабрике работают около 1 тыс. работников. В 2010 г. компания провела ребрэндинг и наладила экспорт в Румынию, где была открыта дочерняя компания. 

point.md

«Ручная» обувь – модное «ноу-хау» - MyBusiness.md

Марка «Irka Shoes», появилась в Молдове почти 2 года назад. В туфлях и сапогах яркой палитры и эксклюзивного дизайна уже вовсю щеголяют кишиневские модницы. Автор идеи, и ее воплотитель - молодой дизайнер Ирина Каланча.

Shoes2От шопоголика до художникаИрина Каланча, выпускница Технологического колледжа, как дизайнер, изначально была увлечена вовсе не обувью, а одеждой. Правда туфель и босоножек в ее гардеробе всегда хватало. Вот только их качество и дизайн, ее, девушку яркую, не всегда удовлетворяли. Хотелось, чтобы обувь была по-настоящему комфортной, креативной, нестандартных фактур и расцветок. Когда она поняла, что такую в магазинах ей не найти, решилась ее делать сама.«Долгое время я прожила в Бухаресте. Там у моих друзей было небольшое обувное ателье, где они шили обувь на заказ. Я предложила им свои эскизы и мы начали работать вместе. Туфли моего дизайна стали хорошо продаваться – изделия выполненные вручную намного долговечней , они хранят тепло рук мастера, при этом отображают индивидуальность каждого заказчика».Никакого серийного производстваВ месяц ателье Ирины Каланча делает не более 50-70 пар обуви, причем каждая модель выполнена в 3-5 экземплярах. Ставка сделана не на количество, а на качество. Именно эксклюзивность стала главным двигателем предприятия. Сапоги и туфли шьется под мерки и пристрастия отдельного клиента – он выбирает высоту каблука, виды отделки и швов, цвет кожи и форму колодки. В результате обувь получается удобной, ее не нужно разнашивать, она не натирает и не сдавливает стопу.Shoes3«До прошлого года моя обувь продавалась только в Бухаресте через он-лайн магазины и странички в социальных сетях. Многие знакомые уговаривали меня прийти с этой идеей и на молдавский рынок. Однако, если румынские модницы давно оценили плюсы таких электронных покупок, то молдавские женщины продолжают относиться к ним с недоверием. Пришлось открывать свой магазин и регистрировать под него свою торговую марку «Irka Shoes». Здесь мне пригодилось финансовое образование, полученное в Экономической академии. Слава Богу, клиентов хватает и 80 % всех продаж – это обувь, сделанная на заказ! Примечательно, что самая смелая и креативная категория- женихи и невесты. Мне нравится, когда они приходят ко мне с какой-то сумасшедшей творческой идеей, которую я потом воплощаю».Shoes4«Хэнд-мэйд» - дороже, чем конвейерВ своем бизнесе Ирина ориентируется на взыскательного клиента, который знает и ценит качество ручного труда. Ведь на производство каждой туфельки уходит довольно много времени, а материалы используются исключительно натуральные.«Все комплектующие завозим из Италии – это и колодки, и натуральная кожа (в том числе и кожа пони), и фурнитура. Сейчас мы предлагаем более 100 видов материалов самой разнообразной колористики. Во всем мире ручная обувь ценится дороже фабричной. Наша продукция несмотря на то, что она может смело конкурировать с западными брендами, все же продаётся дешевле европейской. Так балетки «Irka Shoes» стоят порядка 1000 леев, туфли-1500-1800, ботильоны- 1800-1900, а сапоги, - 2000-2300 леев. К концу сезона устраиваем в магазине распродажи со скидками до 50%. Полностью избавляемся от обуви прошлых коллекций, чтобы освободить место под новую».В сегменте обуви "хэнд-мэйд» на молдавском рынке у Ирины Каланча практически нет конкурентов. Крупные и средние производства сегодня работают на массового потребителя и пока им не выгодно удовлетворять запросы «особенных» клиентов.«Индустрия ручного труда очень трудоемкая и в тоже время очень творческая. В стремлении выглядеть уникально, не «как все», клиенты приходят к нам и получают то, что желают. Пока молдавские модницы по сравнению с европейскими остаются более консервативным и сдержанными, но их интерес к обуви «хэнд- мэйд» очевиден. В ближайшем будущем, будут открыты еще три магазина марки «Irka Shoes».

ФОТО: fashion guide

Материал подготовлен MyBusines.md

mybusiness.md

Молдавский национальный костюм - Методика преподавания народного танца.

ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюм – это разнообразие красок. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок – семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха – самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив – изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cu altiă”.

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки – “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом – закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя – в красный или светло-синий. Во втором – левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты – красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.

В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимой – длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки – орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”

ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” – будничный и “neframă” – праздничный.

“Cîrpă” - сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.

Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap – узел находился на затылке; sub barbă – концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

Женской обувью с древних времен были “opinci” – обувь из сыромятной кожи, стянутой по верхнему краю. Летом крестьянки ходили босиком. В холодное время года зажиточные крестьянки надевали сапоги, кожаные ботинки. Туфли всегда шились на заказ, носились только по праздникам и передавались из поколения в поколение. Пожилым людям шили из валяной шерсти или вязали тапочки ”totoci, cupici, tîrîiți”.

ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ

А) МУЖСКИЕ РУБАХИ

Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясами – один поверх другого. Мужские рубахи были различных типов: туникообразные; с плечевыми вставками; на кокетке или с юбкой. Туникообразный покрой рубахи (косоворотка) - самый древний. Доставшаяся нам, от русских и украинских поселений проживающих на территории Молдовы. В настоящее время такую рубаху можно встретить только в некоторых селах севера Молдовы, где их название, указывает на их древность, - “cămeă bătrînească”. В селах некоторых районов (Дондюшанского, Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого) носили косоворотку с разрезом на груди с левой стороны. Такую рубаху, не носили навыпуск, а заправляли в штаны. Покрой рубахи был одинаков – к центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольные вставки. Рукав прямого покроя сочетался с ромбовидной ластовицей “pavă”. Ворот, вырезной круглой формы. Позднее появился невысокий стоячий воротник. Длина рубахи и ширина рукавовразличались от местных традиций. В некоторых селах распространены были длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для жителей горных районов. Для жителей равнины – короткие рубахи с узкими рукавами. Рубаха с плечевыми вставками, пришитыми по утку, распространена в молдавских селах южного Припрутья и в некоторых центральных и северных районах. Вставки имели два названия: “platcă” – в Леовском и Резинском районах и “petic” – В Рышканском, Вулканештском и Оргеевском районах.

Рубаха на кокетке – это распространенный городской покрой, попав в село, прижился там и приобрел характер народной рубахи. В конце XIX – начале XX века – это был самый распространенный покрой мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали в сборку переднее и заднее полотнища и рукава. Туникообразного покроя рубаха с юбкой, “cămeșă cu fustă”, состоящая из короткой до пояса рубахи и юбки до колен, которую носили на резинке. Место соединения рубахи и юбки, перехватывали двумя поясами.

Все рубахи украшались орнаментом или мережкой. Но особо богато украшались – косоворотки. Вышитую одежду носили в основном молодые мужчины. Богато вышивали праздничные и свадебные рубахи. Ткань для них изготавливали техникой саржевого мелкоузорного переплетения. Манжеты украшали тканным орнаментом, а иногда мережкой либо кружевами. Чаще всего делали вышивку на груди (прямоугольный участок) и вдоль разреза. Часто украшали вышивкой манжеты, ворот, полы рубахи. Реже - участки на плечах. Ворот у рубах, во многих случаях, оставался неизменным – это круглый вырезной ворот с прямым разрезом. Позже появлялись разновидности, но наиболее распространенным, был невысокий стоячий воротник с прямым разрезом, скрепляющийся завязками или застегивавшийся на пуговицы. Поле воротника, также украшали орнаментом, но редко.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКИХ ШТАНОВ

Мужские штаны имели несколько вариантов покроя. Они различались местными традициями и местностью. Различались по покрою и качеству материала. Штаны были разных типов: холщовые “izmene”; шерстяные “iari”; зимние шерстяные штаны “bernevici, nădraji, cioareci” и зимние из овечьих шкур “meini”.

Самыми распространенными штанами были “izmene” – они изготавливались из льняной, конопляной или хлопчатобумажной ткани. “Izmene” служили повседневной рабочей одеждой, которую носили летом. Но в некоторых селах носили и как праздничную одежду. (рис а.б). В селах Вулканештского района изготавливали свадебные “izmene” из тонкого хлопчатобумажного полотна и

украшали вышивкой с орнаментом. Со временем, “izmene” стали носить как нательное бельё и надевали поверх них брюки.

Мужскими брюками распространенными в северных районах республики, были “iari” – узкие и длинные белые штаны из домотканой шерстяной материи. Характерной особенностью этих брюк была их длина: она могла быть равной полному человеческому росту. На ноге собирались складками. Такая одежда характерна для горных районов, их носили пастухи - моканы, перегонявшие стада овец. И “izmene” и “iari” имели крой с трапециевидной вставкой в шагу. Распространены они были только на севере Молдавии. По качеству материала и по покрою существовало несколько типов штанов. Один из них – штаны из толстой шерстяной ткани темного цвета, сшитые без соединительной вставки или с небольшой ромбовидной вставкой “bernevici”. Этот тип брюк – славянского происхождения и был распространен у всех славянских народов Балканского полуострова.

Другой тип – зимние шерстяные щтаны из белой или серой плотной ткани с двумя соединительными вставками – “cioareci, nădraji”. Штаны этого покроя иногда украшали спереди у пояса несложным орнаментом из аппликаций. Зимней одеждой для пастухов были “meini” – штаны из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь.

В) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В мужском костюме много видов наплечной распашной одежды, которую носили поверх рубах. В теплое время года надевали жилеты, их покрой был аналогичен женской одежде. Мужские овчинные безрукавки украшались так же, как и женские, но орнамент был более скромным и делался из кожаных аппликаций. В холодное время года мужчины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна – “suman”. Ткань, называлась так же как и одежда, могла быть крашеной или некрашеной и, в зависимости от этого, - белого или серого или коричневого цветов. “Suman” не имел воротника, его кроили с круглым вырезным воротом и носили с поясом. Позже, “suman” стали шить со стоячим и отложным воротниками, пуговицами и завязками, коротким или длинным. Украшали орнаментом, аппликациями из черного шнура. Иногда к воротнику пришивали капюшон “glugă”, которым, покрывали голову в дождливую погоду, тогда “suman” назывался - „manta cu glugă”. Богатые крестьяне носили зимой шубы “contăi”, покрытые тонким сукном. Еще более богатой одеждой считали “cojoc” – тулуп из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь, свободным покроем.

ОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Зимним головным убором была островерхая барашковая шапка “cușmă”. Летом носили войлочную или соломенную шляпу. Мужчины, согласно обычаю, не должны были выходить из дому без головного убора. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами, цветами или павлиньим пером.

ТРАДИЦИОННАЯ МОЛДАВСКАЯ ОБУВЬ

Древнее изготовление обуви в Молдавии было обычным процессом. Традиционной молдавской обувью были – “opinci”. Сначала разделывали щкуры и шерсть животных, и из них шили вручную обувь. Самодельная кожаная обувь, по форме напоминающая болгарские “опанки”, или украинские “постолы”. Их изготовляли из свиной или коровьей кожи. Бедные крестьяне плели “opinci” из камыша или из липовой коры. По форме их можно разделить на два типа. На севере носили „opinci” с носком, в остальных районах, носили их без носка, равномерно стянутые складками спереди. До кожаной обуви люди обувались в обувь, сделанную из растений. Сначала готовили связки, которые потом присоединяли друг к другу с помощью веревок и получалась целая соломенная плоскость. Ее можно было согнуть и обвязать веревками. Получалось что-то вроде русского лаптя.

РАЗНОВИДНОСТИ ПОЯСОВ

Обязательной частью молдавского костюма был пояс – древний элемент одежды. Археологические находки говорят, что на территории Молдавии уже в V веке в быту применяли кожаные пояса с металлическими накладками. В древности у молдован существовали верования в чудодейственную силу, которую придает пояс. Пояс, над которым был прочитан заговор, надевали для излечения больному или жениху на свадьбу – “на счастье”. В некоторых селах был обычай, по которому весной перед посевом крестьяне, выйдя в поле, подбрасывали вверх красные пояса с пожеланиями, чтобы так же “высоко росла пшеница”.

По форме пояса были различны. Наибольшее распространение имел пояс тканый шерстяной. Женщины помимо шерстяных носили шелковые разноцветные пояса. Пояс в прошлом служил как бы возрастным показателем, его надевали только взрослые женщины. Так , в преднестровских селах Севериновка, Подойма девушки носили широкие цветные пояса, сшитые из покупного сатина “brîu mare”. Ширина пояса доходила до 15-18см. Поверх пояса повязывали несколько синих лент. В селах Слободзейского района, в послевоенные годы девушки на выданье подпоясывались косынкой, повязывая углом вниз. Замужние женщины, носили узкие, шерстяные пояса “brîu de lînă”, вытканые на станке. Женские пояса были уже мужских. Пояс шириной 10-12см. назывался „cingă”. Были и еще тоньше пояса назывались “frîngii”, которыми, подвязывали юбки.

У мужчин в прошлом были распространены шерстяные пояса. Поверх шерстяного надевали узкий кожаный пояс с медными блёстками. Пастухи носили широкие, до 30см., кожаные пояса “cimir”. Такие пояса, были украшены блёстками и внутри имели карман для денег, снаружи к ним подвешивали различные предметы – трубку либо нож. На севере Молдавии богатые крестьяне заказывали широкие пояса у мастеров-шорников. Бедняки подпоясывались веревками.

Длина доходила до двух метров, а ширина до двадцать пяти см. Для измерения ширины пояса пользовались мерой „palmă”, равной 28см. Еще шире поса измерялись другой мерой “palmă domnească“, длина которой равна 29см. Мужские пояса чаще делали одноцветными – красными, синими, зелеными либо белыми. Иногда в расцветке появлялись горизонтальные полосы другого цвета. В северных районах можно было увидеть пояса с крупным рисунком, изображающим листья и цветы, а также ветви дерева с крупными листьями. Эти пояса были только женскими и вышивались разноцветными шерстяными нитками.

pan4en.livejournal.com

В такой обуви только танцевать - MyBusiness.md

pantofi SeulМалое предприятие «Priap» сориентировало свою деятельность на пошиве  обуви для народных и бальных танцев. На  первый взгляд эта сфера бизнеса достаточно узка и выглядит непривлекательной, но при знании тонкостей производства и правильном подходе к делу может приносить доход и успех.  

Судите сами.  За двадцать лет SRL  сумело наработать собственные технологии производства специализированного товара,  зарегистрировать свой  бренд «Arina», открыть  фирменный магазин в центре Кишинева. Словом,  не только утвердиться на молдавском рынке, прочно заняв собственную нишу, но и выйти со своим предложением за пределы страны. Например, в  соседней Румынии, где танцевальное коллективы (бальные, народные)  гораздо популярнее, чем у нас,  обувь для танцоров от молдавских производителей под маркой Arina  очень хорошо известна. Подтверждение тому два работающих фирменных магазина в северной части Румынии.

pantofi4Основатель  производства обуви для танцев, профессиональный обувщик  Виктор Сеул рассказал для mybusiness.md , что начинал  в 1993 году с мастерской по ремонту обуви.  Уже тогда к нему периодически обращались клиенты с заказами.  «До  поры до времени я серьезно  не задумывался о том, чтобы сделать это направление главным. Как-то само собой пришла мысль,  что ниша на молдавском рынке  никем не занята, что ателье по пошиву обуви для народных и бальных танцев в Кишиневе  вообще нет», - говорит директор  SRL «Priap» Виктор Сеул. pantofi3И вот начиная с 1996 года,  он занялся шитьём танцевальной обуви,  и в итоге открыл специализированное ателье, превратил дело в семейный бизнес. Сейчас с ним работают жена Светлана, сын Никита, дочь Арина  – все заняты в общем процессе производства и продвижения товара.

Виктор Сеул признается, что ни он, ни члены его семьи прямого отношения к танцам никогда не имели. «Мы обувщики, которые любят танцы и знают секреты, как правильно пошить  обувь для танцоров. В повседневной жизни такие туфельки невозможно использовать. У них совсем другая мягкая подошва,  сделанная так, чтобы было удобно танцевать на ламинате, покрытом воском. Подошва на танцевальной обуви прошивается обязательно вручную, чтобы выдержала нагрузку. Кроме того для танцевальной обуви обязателен  деревянный каблук.

pantofi1Мир танцев очень консервативен, особенно в отношении обуви. Если посмотреть модели, которые шили десять лет назад и сейчас, можно сказать что практически ничего не изменилось, за исключением каких-то технологических моментов, а форма, требования те же.  Все эти годы мы шьём только проверенные  на практике модели. А у нас за 20 лет накопилось достаточно опыта и знаний».

Становление ателье, по словам Виктора Сеул, начиналось с выполнения индивидуальных заказов по пошиву обуви  для народных танцев. «Танцевальный мир в Молдове тесный, поэтому я сразу понял основной принцип: если один раз сделаешь обувь плохо, второй раз к тебе за обувью танцор не придёт.  Поэтому мы подробно расспрашивали своих первых клиентов, удобна ли обувь, где давит, как носится материал,  из которого пошиты туфли, как можно улучшить».  

pantofi2Информация о том, что в Кишинёве есть мастерская, где шьют хорошую обувь для танцев,  стала распространяться среди танцоров,  и пошло-поехало дело. «Для более глубокого понимания, что нужно танцорам, Виктор начал ездить и продолжает ездить до сих пор на  танцевальные конкурсы, общаться с тренерами танцевальных коллективов, предлагать новые модели на пробирование.  Внимательное отношение к интересам и пожеланиям клиентов дало результаты:  предприятие начало обрастать  заказами, увеличились производственные мощности.  Встал вопрос о приобретении оборудования, что и было сделано в 2008 году («закупили немецкое»), расширили штат сотрудников (организовано шесть рабочих мест). Говоря о продвижении  товара, он отметил, что активно используются социальные сети, однако, для танцоров очень важно подержать в руках, примерить обувь. Поэтому еще в 1996 году  одновременно с запуском производства был открыт первый магазин в Кишиневе.

В настоящее время в ассортименте «Arina”есть различные модели «латина-стандарт» (для детей и взрослых) и обувь (туфли, сапоги)  для народных танцев (для репетиций и для выступлений).  Цены составляют 500-600 леев.  Такое соотношение  цены  и качества привлекает всё новых и новых клиентов из мира танцев.   

Говоря об используемых материалах, Виктор Сеул отметил, что кожу, набойки, клеи, каблуки, лаки, подошвы и фурнитуру приходится возить  из-за границы, потому что в Молдове всё, что необходимо для производства обуви  не найти. Например, натуральную кожу закупают в Италии, из Турции везут каблуки из бука.

pantofi5 «Мы сталкиваемся с тем, что заказчики не правильно понимают, когда мы говорим, что «выполняем работу  по заказу». Клиенты ошибочно думают, что это означает, что под ногу делается индивидуальная деревянная колодка, а потом шьётся модель. Мы сразу объясняем, что при таком подходе  конечная цена заказанной обуви будет составлять 300 евро. Когда мы говорим «выполняем на заказ», это значит, что при наличии необходимых материалов может сшить любую из  моделей нашего  каталога», - подключился к разговору Никита Сеул, отвечающий за экономические вопросы на предприятии.  

Отвечая на вопрос о влиянии экономического кризиса на развитие бизнеса,  Виктор Сеул сказал: «Мы сразу ощутили, как в 2005 году введение РФ эмбарго на молдавское вино   отразилось на финансировании танцевальных коллективов из Молдовы. Дело в том, что генеральными спонсорами большинства из них являются местные винные компании. В условиях кризиса малым предприятиям очень тяжело оставаться на плаву. Для этого мы  не просто держим руку на пульсе, мы стараемся быть немного впереди.  Поэтому мы быстро сориентировались и  стали искать другие рынки сбыта, надёжных партнеров за рубежом, чтобы не зависеть только от потребностей  нашего рынка.  Сейчас наиболее перспективной площадкой является Румыния, где очень развиты самые разнообразные танцевальные направления и, соответственно есть спрос на танцевальную обувь. Например, в настоящее время мы заняты развитием новой линии обуви для  афро-американского танцевального стиля,  что-то вроде танцев в  сочетании с борьбой», - пояснил Виктор, улыбнувшись, и добавил: «Это очень популярное направление в Америке, Румынии, но до Молдовы ещё дошло».

Кроме обуви для танцев  «Priap» изготавливает по заказу  и народные широкие  пояса (кимир) для музыкантов.  На фото:  Виктор Сеул (справа)  Никита Сеул (слева)

Материал подготовлен MyBusiness.md

mybusiness.md