История обуви с древних времен. Что носили наши предки. Старинные туфли


Старинная обувь – источник вдохновения для создания своих моделей обуви

Здравствуйте наши уже такие родные бейбики! Продолжая продумывать гардероб для антикварных куколок, столкнулась с проблемой ОБУВИ. И решила изучить различные модели антикварной обуви различных исторических эпох.Ну и как всегда решила поделиться информацией, вдруг кому пригодится.

И так как всегда немного из истории создания обуви… В Армении, в пещере, была найдена обувь, которую теперь по-праву считают самой древней в мире! Ее возраст примерно 5500 лет.Скорее всего она принадлежала подростку, так как имеет маленький размер.Археологи предполагают, что эту обувь, похожую на современные балетки или мокасины, создали в период медного века.Старинная обувь – источник вдохновения для создания своих моделей обуви Во многих частных коллекциях антиквариата и музеях хранятся уникальные образцы обуви древнего мира. Древнеегипетская обувь изготавливалась из папируса и была доступной только фараону и его приближенным. Именно в Египте появилась первая старинная обувь на каблуке. Правда, носили ее не жрецы или фараоны, а обычные землепашцы, использовавшие каблук в качестве необходимого упора в процессе передвижения по разрыхленной земле.Старинная обувь – источник вдохновения для создания своих моделей обувиСтаринная обувь – источник вдохновения для создания своих моделей обуви Древние греки имели более простую обувь, состоявшую из подошвы, вырезанной по форме ноги, и прикрепленных к ней ремешков. В то время во многих странах изготавливалась обувь, не имеющая разницы между левым и правым башмаком. Жители Древней Греции первыми догадались, что ноги все же разные. Скорее всего, именно поэтому знаменитые греческие сандалии дожили до нашего времени и стали важной культурной ценностью. В древние времена римляне не использовали обувь, а вместо нее на ноги надевали что-то похожее на перчатки. Позже римляне узнали о греческих сандалиях и начали их активно модернизировать, добавляя к ним вышивки, цепи, металлические украшения и венки. Женская обувь в те времена разделилась на два вида – закрытые туфли, изготовлявшиеся для культурных дам, и сандалии для ветреных женщин, желающих показать каждому красоту своих ножек. В эпоху царствования готического стиля, в моду вошла уникальная старинная обувь под названием шоссы или хоссы, представлявшие собой кожаные тонкие сапоги-чулки. Такая обувь не отличалась практичностью, быстро рвалась и намокала, поэтому были придуманы патины, состоявшие из деревянной подошвы и ремешков. Старинная средневековая обувь, предназначенная для богатых людей и вельмож, имела очень длинные носы, причем, чем длиннее был нос башмака, тем престижнее считалась обувь, и тем респектабельнее был ее владелец. Простым горожанам не разрешалось иметь обувь с носами, длиннее тридцати сантиметров. В период Возрождения на смену башмакам с длинными носами пришла обувь с широкими носками. В этот период в Венеции женская обувь имела так называемые «цоколи», ставшие прародителями современной платформы. Такая обувь была очень неудобной для ходьбы и достаточно тяжеловесной. Изменил внешний вид и функциональность старинной обуви великий художники Леонардо да Винчи, придумавший удобную конструкцию туфель на каблуке, ставшую популярной лишь спустя двести лет. Каждой культурной эпохе были свойственны разные виды обуви: сапоги сменялись ботфортами, высокие каблуки – низкими. Современная обувь вобрала в себя все характеристики и особенности обуви, созданной столетия и даже тысячелетия тому назад. Ежегодно мода на обувь меняется, создаются более изысканные и поражающие воображение модели, основой для которых послужила именно старинная обувь наших давних предков. Поэтому дальше будут показаны фото обувных изделий разных стран и разного периода.Некоторые модели, наверно, были бы актуальны и востребованы и в наше время))) Франция18-19век Англия 17-19 век детские Австрия — 19 век Китай — 18 век Япония — 19 век А как вам вот такие коньки и ролики. Франция, Марокко, Турция, Индия. Как вам индийские коньки с гвоздями? Ну конечно можно перечислять и показывать разнообразие обуви, но пожалуй я на этом закруглюсь и покажу вам выкройку кукольной обуви(надеюсь кому то пригодиться)

babiki.ru

История обуви 18-19 века – Ярмарка Мастеров

Хочу вам показать и немного рассказать о моде обуви 18-19 века. Меня это тема заинтересовала после ознакомления нарядов 18-19 веков, представленных на картинах художников. Обувь прошлых веков выполнялась исключительно вручную. Основные материалы: это была кожа для мужской обуви и материал такой, как шелк, бархат, кружево для женской обуви. Женская обувь была украшена вышивкой. Часто для богатых особ она выполнялась из нитей серебра и золота, была украшена речным и морским жемчугом. Так что, можно сказать, что это было произведение искусства.

А теперь немного о истории обуви.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче — по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены — туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее. 

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов. XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме. 

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы» — туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета. 

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами. 

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук. 

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников. 

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером. Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

С возвращением в моду кринолинов, а позже — турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой. 

«Виктор Гиллен был модельером обуви в Париже, где у него была собственная мастерская, к нему обращались многочисленные обувщики для создания своих сезонных коллекций. Увлеченный обувью, он собрал, параллельно своей работе, коллекцию обуви (и объектов, к этому относящихся), со всех уголков мира и представляющих каждую эпоху. Так же эта коллекция служила для него источником вдохновения.Это был настоящий коллекционер, и его эрудиция в данном вопросе, связанная с 25 годами исследований, позволила ему создать настоящий музей, изображающий историю обуви от древности до 1950 г.Финансовые затруднения вынудили его закрыть мастерскую и выставить на продажу коллекцию.Страстно желаемая очень большими музеями, она была приобретена, в конечном счете, городом Роман-сюр-Изер, в котором и расположен ныне музей в бывшем женском монастыре».

Сейчас в музее представлены тысячи экспонатов уникальных моделей исторической и современной обуви. Самые ценные экспонаты имеют тысячелетнюю историю.Многие современные модельеры черпают здесь идеи для своих коллекций.

Приятного просмотра!

 

обувь ручной работы

обувь

обувь на заказ

ручная работа

история моды

история рукоделия

исторический костюм

www.livemaster.ru

История обуви с древних времен. Что носили наши предки

Такой привычный в современном мире элемент одежды, как обувь, человек начал использовать еще в период верхнего палеолита. Последние исследования археологов и антропологов подтвердили, что первое подобие обуви появилось примерно 30-50 тысяч лет назад. В данной статье рассмотрим эволюцию этого столь необходимого и практичного элемента одежды, и узнаем, какую обувь носили в разные периоды истории человечества, начиная с древнейших времен и до наших дней.

Древний мир

На заре человечества

Выделившись из животного мира, человек стал приспосабливаться к новым условиям своего существования. Чтобы согреться в период похолодания, древние люди начинают использовать шкуры животных для согревания. В этот самый момент, примерно 35 тысяч лет назад появляется подобие обуви.

Древняя обувь

На фото: Самая древняя найденная обувь. Мокасины, выполненные из коровьей кожи.

Самая древняя обувь, как и сегодня, служила для тепловой и механической защиты ног. Антропологи, исследуя останки человека, жившего в период палеолита, обратили внимание, что в то время произошло изменение строения стопы человека. Такие деформации ученые связали с постоянным ношением обуви.

В 2008 году армянские археологи при раскопках в Армении нашли мягкие туфли с заостренными концами, возраст которых 5.5 тысяч лет. На сегодня это самая древняя обувь, обнаруженная археологами.

Находка сохранилась благодаря особому сухому и прохладному климату внутри пещеры, где тысячи лет пролежала находка.

 

Обувь древнего Египта

Из-папируса

На фото: Древнеегипетские сандалии из папируса и пальмовых листьев

Египтяне использовали обувь, чтобы защитить ноги от ожогов, передвигаясь по раскаленному песку. Сведений сохранилось достаточно, и мы знаем, что египтяне носили сандалии, изготовленные из папируса и листьев пальмы.

Виды

На картинке: некоторые виды обуви, распространенные в Древнем Египте

По форме они напоминали стремя, где подошва, загнутая спереди, прикреплялась к ноге кожаными ремешками. Обувь фараонов, жрецов, знатных людей Египта украшалась рисунками, а также драгоценными камнями.

Туфли

На фото: Туфли египтянина, сделанные из тростника

Кроме сандалий, использовались и туфли, у которых был закрыт носок, но отсутствовала пятка. Интересно, что в храмах и во дворцах, где проживал фараон, ходили только босиком.

золотые сандалии

 

Древний Китай

В Древнем Китае появлению традиционной национальной обуви предшествовала традиция бинтования ног у женщин. С детства девочкам формировали стопу, перевязывая ногу особым способом, что она получалась очень маленькой. Обнаженную женскую ножку не мог видеть даже муж.

Лотос

На фото: Лотосовые туфельки

На ночь девушки одевали специальные спальные туфельки, а днем одевали закрытые туфли на небольшой платформе с каблучком. Именно с этих женских «лотосовых туфелек» начинается история обувного производства в Китае.

Среди мужчин популярны были обычные сандалии, а иногда на стопу накладывали деревянную подошву, привязав ее к ноге веревками. Позже в моду стали входить закрытые сапоги с невысоким голенищем, но позволить себя такую роскошь могла только китайская знать.

 

Ближний Восток

Древние сапоги Ближнего Востока

Жители Междуречья, как женщины, так и мужчины предпочитали передвигаться по пескам в удобных сандалиях. Ассирия стала родиной болотных высоких сапог, которые сегодня широко используются охотниками и рыбаками.

В Вавилоне обувь любого типа украшали драгоценными камнями, прошивали золотой нитью, так что роскошная обувь родом именно из этих мест. Примечательно, но и обувь воинов, служивших в армии Древнего Вавилона, была также богата украшена.

А вот в Израиле больше уделяли внимания практичности, и, как отмечают исследователи прошлого, она была достаточно качественна. Интересно, что для ее изготовления использовали разный материал: от традиционной кожи до тростника и дерева, а вот в отдельные образцы обуви, в каблук башмачков вкладывался флакончик с благовониями. Именно благодаря древним израильтянам мир узнал о многообразии форм и моделей.

Период Античности

Древняя Греция

Греческая обувь

Обувь древних греков и римлян отличается разнообразием не только по форме, но и по целевому предназначению. По изображениям, обнаруженным в древнегреческих храмах, и описаниям современников, ученые установили, что в Древней Греции популярными были своеобразные сандалии — «крепиды», удерживаемые на ноге шнуровкой до колен (но не всегда).

Древнегреческие сандалии Крепиды

Гречанки также носили высокие сапоги, в которых к подошве пришивалось голенище, а пальцы ног были открыты. Удерживались они на ноге с помощью шнуровки, а назывались такие сапоги «эндромиды». В отличие от крепидов, у эндромидов задняя сторона пяток была полностью закрытой. Актеры же носили обувь на высокой платформе — «котурны».

Эндромиды

Интересно, что на подошве сандалий у гетер были сделаны надписи «Иди за мной!». Такой вот своеобразный прообраз рекламы. Популярны среди гетер были и длинные сапоги-чулки — «персикаи».

Персикаи

 

Древний Рим

Древний Рим

На фото: обувь Древнего Рима возрастом более 2,5 тыс.лет.

В Риме социальный статус человека можно было узнать по обуви. Мужчины и женщины носили разную обувь. По праздникам носили красную обувь, богато украшенную росписями и драгоценностями.

Обувь

Среди жителей Рима самыми распространенными были сандалии «solea», удерживаемые на ноге ремешками. Бедняки использовали лишь один ремешок, а вот богатые патриции четыре. Плебеи носили также закрытые туфли, которые завязывались на носке обычными ремешками.

Древний Рим

Легионеры за много веков до нашей эры стали носить деревянные сандалии, называемые «caligae», где подошва была прибита гвоздями. А вот актеры носили только тапочки на веревочках, называемые «socci».

 

Скифы

Археологические исследования скифских курганов, а также многие изображения степняков на ювелирных изделиях позволили реконструировать одежду этого воинственного кочевого народа.

Скифская обувь

Скифы, в первую очередь, выходили из критериев практичности, и носили высокие мягкие сапоги. В них было удобно передвигаться по земле, а также верхом на лошади, вставив стопу в стремена. Именно из-за этого подошва расшивалась бисером, на нее наносились замысловатые рисунки.

Скифская обувь

Женщины носили красные сапожки, голенище которых было украшено аппликацией из кожи или вышито бисером с красной нитью. Войлочная обувь скифов напоминает современные унты сибирских народов.

 

Средние века

Западная Европа

Пулены

На фото: Средневековые пулены, XV век

Средневековая Европа отказалась от сандалий, и люди повсеместно стали носить туфли с невероятно длинными носками, загнутыми кверху. Такие туфли-пулены в XIV веке были обязательны для ношения знатными людьми по приказу короля Филиппа IV.

Туфли XV века

Уже через столетие размер обуви указывал на знатность их хозяев, и знать покупала туфли намного превышающие размер ноги. Со временем в моду вошли и тупоносые модели, а вот задники сужались, и их приходилось подвязывать в области подъема.

17 век

Долгое время обувью щеголяли только мужчины, так как длинна платья женщин скрывала их обувь. Но мода менялась и в XVII столетии дамы уже выставляли напоказ свои бархатные туфельки расшитые драгоценностями. Изменился и пошив, в котором стали использовать разные материалы, а не только кожу.

 

Древняя Русь

Обувь древней Руси

Еще до появления государственности славяне начали носить мягкие туфли, которые изготавливали из цельного куска кожи, а назывались они «поршни». Но, а самой распространенной обувью, конечно, были лапти. Изготавливали и носили их как в городе, так и в сельской местности.

Новгород

На фото: Фрагмент кожаной обуви, найденный на месте Древнего Новгорода.

Со временем на Руси стали популярны и сапоги, в основном, благодаря набегам степных кочевников. Татарская обувь кочевников стала использоваться с традиционной славянской. Появились целые кожевенные мастерские, которые готовили материал для производства сапог.

Сапог

Праздничные, сафьяновые сапоги изготавливали из цветной кожи, которую окрашивали во время выделки. Голенище срезали наискось, таким образом, передняя часть была выше задней.

Лапти

 

Деревянная обувь

Кломпы

В XV-XVII веках в Голландии и на севере Франции большое распространение получила своеобразная деревянная обувь. Они имели практическое значение в заболоченной местности, так как не давали ногам промокнуть. Крепились они к ноге железным обручем, а называли их «клоги».

Деревянные башмаки

В конце XVI века появилась целая гильдия сапожников, которые специализировались на производстве деревянных башмаков. Их изготавливали из пород дерева, которые не давали трещин. Хорошо подходили ива, тополь, клен.

Кломпы

В настоящее время кломпы изготавливают в качестве сувениров

Из материковой Европы деревянные башмаки попали и в Англию. В основном их носили крестьяне, а вот в праздничные дни меняли деревянную обувь на кожаные сапоги и башмаки.

 

Новое время

В XVIII веке в моду входит, так называемая, бальная обувь, легкие женские туфельки на небольшом каблучке, а также мужские туфли с небольшой шнуровкой. Такая обувь, в основном женская, была роскошно украшена бантами, драгоценностями, подвязками.

Туфли

На фото: туфли конца 18 века, Англия

А вот Эпоха Просвещения ознаменовалась тем, что вместо непрактичной тканевой обуви, в моду входят удобные кожаные ботинки на небольшом каблуке. Такую обувь с удовольствием носили и мужчины, и женщины.

из кожи

Если говорить об эволюции производства, то мануфактуры сапожников постепенно преобразовывались в большие фабрики по массовому выпуску повседневной обуви.

Мюли

На фото: французские мюли на высоком каблуке конец XVII — начало XVIII века

 

Начало обувного производства

Производство

Как только бархатные туфельки романтического периода Возрождения сменились кожаными ботинками и сапогами, по всему миру начинается массовое развитие обувной промышленности.

Фабрика обуви

XIX столетие стало переломным в истории развития производства обуви. Происходит механизация ее производства, четкое деление на правую и левую. К началу двадцатого века производство обуви на фабриках достигает 500 пар на каждого работника предприятия.

В конце XIX века задумались и о здоровье, и стали производить обувь с учетом анатомических изгибов стопы.

 

Модные тенденции ХХ века

Наибольшие изменения в век скоростей произошли с женской обувью. Укорачивались юбки, и потому назрела необходимость в элегантной женской обуви. На смену грубым башмачкам приходят легкие туфельки и сапожки.

Сальваторе Феррагамо

На фото: Сальваторе Феррагамо — итальянский изобретатель шпильки для обуви. 1950г.

Вернулись из прошлого и шикарные женские сандалии. В 50-е годы появляется каблук-шпилька, а в 70-е в моду вошли туфли и сапоги на платформе. Появляются дизайнеры, специализирующиеся на разработке модной обуви.

Valentino

На фото: Модная коллекция от Valentino, 1973 г.

Что касается мужчин, то в моду вошли практичные туфли, ботинки и сапоги. Меняется и форма фиксации обуви на ноге. Наряду с традиционными шнурками стали использовать застежки, крючки, пуговицы. Широкое распространение получила спортивная обувь, которую стали носить и в повседневной жизни.

 

Современная обувь

Современная обувь

Мир постоянно развивается, что естественно коснулось и обувного производства. Происходит постоянное усовершенствование не только ее производства, но и моделей, фасонов, стелек и колодок.

Модная обувь

Появляется понятие эксклюзивной обуви, которая изготавливается только под заказ. Модные дизайнеры все больше обращаются к традициям прошлого, используя в своих моделях конструкции Античности и Средневековья.

shoes 2018

Большое разнообразие появилось и в сфере продаж. Теперь, чтобы приобрести туфли, сапожки, кроссовки или ботинки не надо идти в обувной магазин, а можно просто заказать нужную вам модель в интернет-магазинах. Но помните, что обувь обязательно нуждается в примерке, потому что носить тесную обувь, согласитесь, не очень комфортно.

Комфорт

Как видим, обувь в своем эволюционном развитии прошла длительный и сложный путь. Менялись форма и фасоны, появлялись новые модели. Некоторые виды остались в далеком прошлом, а многие, преобразовавшись, используются и сейчас.

Высокий каблук

Как и много веков назад до сих пор в моде практичные сандалии, модницы всего мира предпочитают туфли или сапоги на высокой платформе со всевозможными украшениями, а войлочная обувь согревает в лютые морозы.

Сандалии

Старинная обувь широко переставлена в экспозициях исторических музеев, а в современном мире все больше появляется обществ, которые занимаются реконструкцией древности, в том числе и пошива обуви.

Автор статьи: Валерий Скиба

thebiggest.ru

История обуви ( 37 фото )

История обуви

Познавательная информация со средних веков до XIX века.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.

Мужские портреты начала XVII века.

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг

Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год

Франсуа Буше «Туалет», 1742

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

Женские туфли с защитными паттернами

Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг

Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории

«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг

Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении

Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.

Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг

Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг

Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг

Джеймс Тиссо «Октябрь», 1877 г; «Завтрак», 1868

Читать @zapilili

zapilili.ru


Смотрите также