Татарский народный костюм (фото). Татарские туфли


Татарская обувь

Мы стремимся уважать информацию личного характера, касающуюся посетителей нашего сайта. В настоящей Политике конфиденциальности разъясняются некоторые из мер, которые мы предпринимаем для защиты Вашей частной жизни. Конфиденциальность информации личного характера "Информация личного характера" обозначает любую информацию, которая может быть использована для идентификации личности, например, фамилия или адрес электронной почты. Использование информации частного характера. Информация личного характера, полученная через наш сайт, используется нами, среди прочего, для целей регистрирования пользователей, для поддержки работы и совершенствования нашего сайта, отслеживания политики и статистики пользования сайтом, а также в целях, разрешенных вами.

Раскрытие информации частного характера.

Мы нанимаем другие компании или связаны с компаниями, которые по нашему поручению предоставляют услуги, такие как обработка и доставка информации, размещение информации на данном сайте, доставка содержания и услуг, предоставляемых настоящим сайтом, выполнение статистического анализа. Чтобы эти компании могли предоставлять эти услуги, мы можем сообщать им информацию личного характера, однако им будет разрешено получать только ту информацию личного характера, которая необходима им для предоставления услуг. Они обязаны соблюдать конфиденциальность этой информации, и им запрещено использовать ее в иных целях. Мы можем использовать или раскрывать Ваши личные данные и по иным причинам, в том числе, если мы считаем, что это необходимо в целях выполнения требований закона или решений суда, для защиты наших прав или собственности, защиты личной безопасности пользователей нашего сайта или представителей широкой общественности, в целях расследования или принятия мер в отношении незаконной или предполагаемой незаконной деятельности, в связи с корпоративными сделками, такими как разукрупнение, слияние, консолидация, продажа активов или в маловероятном случае банкротства, или в иных целях в соответствии с Вашим согласием. Мы не будем продавать, предоставлять на правах аренды или лизинга наши списки пользователей с адресами электронной почты третьим сторонам.

Доступ к информации личного характера

Если после предоставления информации на данный сайт, Вы решите, что Вы не хотите, чтобы Ваша персональная информация использовалась в каких-либо целях, связавшись с нами по следующему адресу: [email protected] Мы можем собирать информацию неличного характера о Вашем посещении сайта, в том числе просматриваемые вами страницы, выбираемые вами ссылки, а также другие действия в связи с Вашим использованием нашего сайта. Кроме того, мы можем собирать определенную стандартную информацию, которую Ваш браузер направляет на любой посещаемый вами сайт, такую как Ваш IP-адрес, тип браузера и язык, время, проведенное на сайте, и адрес соответствующего веб-сайта.

Использование закладок (cookies)

Файл cookie - это небольшой текстовый файл, размещаемый на Вашем твердом диске нашим сервером. Cookies содержат информацию, которая позже может быть нами прочитана. Никакие данные, собранные нами таким путем, не могут быть использованы для идентификации посетителя сайта. Не могут cookies использоваться и для запуска программ или для заражения Вашего компьютера вирусами. Мы используем cookies в целях контроля использования нашего сайта, сбора информации неличного характера о наших пользователях, сохранения Ваших предпочтений и другой информации на Вашем компьютере с тем, чтобы сэкономить Ваше время за счет снятия необходимости многократно вводить одну и ту же информацию, а также в целях отображения Вашего персонализированного содержания в ходе Ваших последующих посещений нашего сайта. Эта информация также используется для статистических исследований, направленных на корректировку содержания в соответствии с предпочтениями пользователей.

Агрегированная информация

Мы можем объединять в неидентифицируемом формате предоставляемую вами личную информацию и личную информацию, предоставляемую другими пользователями, создавая таким образом агрегированные данные. Мы планируем анализировать данные агрегированного характера в основном в целях отслеживания групповых тенденций. Мы не увязываем агрегированные данные о пользователях с информацией личного характера, поэтому агрегированные данные не могут использоваться для установления связи с вами или Вашей идентификации. Вместо фактических имен в процессе создания агрегированных данных и анализа мы будем использовать имена пользователей. В статистических целях и в целях отслеживания групповых тенденций анонимные агрегированные данные могут предоставляться другим компаниям, с которыми мы взаимодействуем.

Изменения, вносимые в настоящее Заявление о конфиденциальности

Мы сохраняeм за собой право время от времени вносить изменения или дополнения в настоящую Политику конфиденциальности - частично или полностью. Мы призываем Вас периодически перечитывать нашу Политику конфиденциальности с тем, чтобы быть информированными относительно того, как мы защищаем Вашу личную информацию. С последним вариантом Политики конфиденциальности можно ознакомиться путем нажатия на гипертекстовую ссылку "Политика конфиденциальности", находящуюся в нижней части домашней страницы данного сайта. Во многих случаях, при внесении изменений в Политику конфиденциальности, мы также изменяем и дату, проставленную в начале текста Политики конфиденциальности, однако других уведомлений об изменениях мы можем вам не направлять. Однако, если речь идет о существенных изменениях, мы уведомим Вас, либо разместив предварительное заметное объявление о таких изменениях, либо непосредственно направив вам уведомление по электронной почте. Продолжение использования вами данного сайта и выход на него означает Ваше согласие с такими изменениями.

xn--80aade2dllbn5g.xn--p1ai

Татарский национальный костюм

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

традиционная одежда татарТатары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).татарская тюбетейка

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.калфакЕго надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.ичиги

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимотатарские украшения своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

nazaccent.ru

История художественного промысла по производству татарской узорной кожаной обуви

В Казани и близлежащих татарских деревнях наиболее крупным из художественных промыслов в XIX в. был ичижно-каляпушный промысел по производству декорированной мозаикой узорной кожаной обуви и золотошвейных головных уборов (калфаки и тюбетейки).

К мелким производствам в форме промысла относилось изготовление изделий художественного ткачества, войлочных (киез) и безворсовых (келэм) ковров.

В ичижно-каляпушном промысле были объединены ичижное (изготовление узорной обуви в технике кожаной мозаики) и золотошвейное (изготовление расшитых головных уборов — каляпушей, калфаков и обуви) производства. Такое объединение было связано с тем, что и тут и там в процессе производства использовался труд мастериц (преимущественно надомниц), сшивавших специальным вышивальным швом узорные заготовки кожаной обуви и украшавших в технике золотого и серебряного шитья головные уборы и обувь, в основном шитых из бархата. До конца XVIII в. шитьем ичигов занимались преимущественно на дому женщины-селянки, расшивая их себе в приданое. Шитье обуви было отделено от выделки кожи — сафьяна, юфти, которую покупали на рынках в готовом виде. Золотошвейные головные уборы также изготавливались на дому, иногда в школах при мечетях (мектебах) для девочек.

В основе ичижного промысла как массового производства изделий татарской узорной обуви из кожи — сапог (читек, ичиги) и туфель (башмак, чувэк) лежат традиции художественной обработки кожи в технике мозаики — каюлы кун, редко — тиснения. Обувь создается из узорных разноцветных кусочков кожи (сафьян, юфть), сшитых встык, с применением уникальной техники ручного шва, тачающего и одновременно украшающего изделие.

В обувной лавкеВ обувной лавке. Начало XX в. НА РТ, оп. 13, д. 544.

В мануфактурном производстве процессы труда были разделены между исполнителями. В ичижном промысле изготовляли полуфабрикат вещи и работали над ее отделкой. Труд был раздельным: мужчины кроили изделия, женщины сшивали кусочки раскроенной кожи, затем подошвы к готовому изделию опять пришивали мужчины. Мужской труд был направлен на подготовительные и завершающие этапы процесса создания обуви. Если в ремесленном производстве разделение труда происходило в пределах семьи или артели, то в промысле специализация углубилась: крой обуви и ее окончательную отделку стали осуществлять в Казани, в то время как сшивание кусочков узорной кожи — в деревнях Заказанья.

Раздельным был и труд в золотошвейном производстве головных уборов (мужских — тюбэтэй, каляпуш, женских — калфак, такыя) и бархатной (башмак) обуви. Сначала закройщики кроили отдельные конструктивные части изделия, затем вышивальщицы их украшали узором, и после этого заготовки сшивались в изделие.

Ичиги, заготовка и образцы. Кожаная мозаикаИчиги: заготовка и образцы. Кожаная мозаика. XIX в. Фото из личного архива Ф. Х. Валеева

Разделение процессов труда способствовало захвату производства фирмами, торгующими «азиатской» обувью и головными уборами. Они заготовляли сырье — кожи, бархат, нити и др., перебрасывали изделия от одного исполнителя к другому. В Казани работали заготовщики, закройщики, сапожники, в то время как вышивальщицы преимущественно трудились в деревнях, в основном Заказанья. Меньшее число их жило в слободах Казани. В ичижном производстве, кроме сапожек, изготовлялись также кожаные и бархатные женские туфли, кожаные тапочки. Их выпускали как на мягкой, так и жесткой подошве.

Производство всех видов узорной обуви было сосредоточено в Казани и в крупных селах Заказанья (Арск, Дубъяз, Большие и Малые Ковали, Мемдель, Клачи, Кырлай, Мульма, Ср. Аты, Атня, Субаш, Инся, Ср. Серда, Тимерче, Ямашурма), а также в некоторых деревнях Чистопольского, Тетюшского, Мамадышского, Спасского, Лаишевского уездов Казанской губернии. Локальные очаги производства татарской узорной обуви существовали в конце XVIII— начале ХХ вв. в Оренбурге (Сеитов посад), Касимове, Тобольске, Томске и Бухаре. Подобные татарским ичигам узорные сапожки изготавливались в Торжке Тверской губернии.

Г. М. Залкинд, опираясь на сведения о занятиях жителей Казани в 1840-1841 гг., приводит имена нескольких ремесленников — Апсалямов, Рахманкулов, Саитов, Гайсин, Габдрахманов, Семенов, занимавшихся производством ичигов. Наряду с мелкими ремесленными мастерскими, работали появившиеся в 1840-е гг. крупные мануфактуры (купцов М. Ю. Абдуллина и М. Ф. Файзуллина), которые получили развитие в форме художественного промысла. Среди производителей золотошвейных головных уборов была 2-й гильдии купеческая жена Х. М. Апакова, представившая изделия на Первой мануфактурной выставке в Казани в 1837 г.По статистическим данным, в конце XIX в. в Казани работало до двух тысяч мастеров, до 10 тысяч — в окрестных аулах. Производство узорной обуви достигало до трех миллионов пар в год. Заказы выполнялись как на внутренний, так и внешний рынок. Изделия отправлялись на крупные ярмарки в Западную Европу, города Поволжья, Урала и Сибири и особенно в Среднюю Азию, отчего этот вид обуви и получил название «азиатской».

К 1910 г. число торгующих лавок в Казани достигло 43, куда поставлялся ичижный товар от 34 фирм-производителей. Наиболее крупным производителем и торговцем узорной обуви был казанский купец 2-й гильдии Мухаммадзян Галеев (Галиев). В 1869 г. он основал фирму по производству и продаже национальной обуви. Изделия его фабрики, выпускавшей обувь и головные уборы (около 100 моделей), продавались в Казани, Уфе, Троицке, Петербурге, Москве, в Оренбургской губернии, городах Сибири и Средней Азии, вывозились на Нижегородскую, Ирбитскую, Мензелинскую, Симбирскую и другие ярмарки. Они были удостоены российских и иностранных наград, в том числе Большой золотой (1883) и бронзовой (1886) медалей Европейского общества наук в Париже, серебряной медали Всемирной Парижской выставки (1889), международной выставки в Чикаго (1893), серебряной медали Всероссийской Нижегородской выставки-ярмарки (1898). Среди производителей и торговцев «азиатской обувью» в Казанском крае были также З. Ш. Хусаинов, А.-С. Губаев, М.-С. Дяминев, Х. Юсупов, С. и С. Каримовы, З. З. Усманов и др.

Наиболее крупной фирмой в конце XIX в., торговавшей произведенными на ее же фабриках тюбетейками, каляпушами и калфаками, была фирма Гайнутдина Сабитова с сыновьями. Помимо основной торговли в Казани, филиалы фирмы имелись на Нижегородской, Мензелинской, Бугульминской и других ярмарках. Изделия фирмы Г. Сабитова были признаны лучшими на всем общероссийском рынке и удостаивались наград на промышленных выставках в России и за рубежом. Например, в XIX в. они были награждены золотой медалью в Лондоне (1884 г.), серебряными медалями в Амстердаме (1883 г.), Казани (1886 г. и 1890 г.), Париже (1888 г.), Нижнем Новгороде (1896 г.).

С конца XIX в. вовлечение ремесел в систему капиталистической экономики, разделение процесса изготовления изделий в ичижном и золотошвейном промыслах, привело к отрыву от традиций народного искусства, к обезличиванию творчества и к падению художественного качества изделий. К тому же, они не выдерживали конкуренции более дешевых фабричных товаров и начали постепенно угасать. Как о «забытой отрасли труда», в которой нещадно эксплуатируются мастера промысла, писал в 1886 г. М. А. Рылов.

Ичижный и золотошвейный промыслы были одними из крупнейших в России, другие художественные ремесла татар не сложились в столь крупные производства.

Изделия татарских ремесленников пользовались большим спросом у многонационального населения края и в отдаленных регионах. Среди продукции татарских мастеров особенно популярными были ювелирные украшения и узорная обувь, ставшие частью костюма не только этнотерриториальных групп татар, но и башкир, казахов, отдельных групп узбеков. Изделия татарских мастеров получили широкое признание и в качестве художественных произведений экспонировались на Всемирной Парижской выставке в 1900 г. (коллекция с выставки хранится в Российском этнографическом музее). Однако с конца XIX в., с распространением дешевой фабричной продукции, модернизацией бытовой культуры и влиянием европейской моды, многие традиционные ремесла и промыслы татар постепенно исчезали.

отсюда: Гузель Валеева-Сулейманова. Художественные промыслы и ремесла татар в XIX в

chitek.livejournal.com

Ичиги — татарская обувь | Мечеть Исмагила

Татары — выходцы из Золотой Орды и образовавшихся после её распада ханств уже с ичигиXIV века селились в Москве. Здесь появилась целая Кожевническая слобода, жители которой занимались выделкой кож и шитьём обуви. Московиты охотно покупали эту обувь, а среди русской знати XVI-XVII веков она вошла в моду и стала частью русского костюма. В «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» известный историк Н.И.Костомаров писал: «Это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные… Ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и жёлтые, иногда зелёные, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч., и унизывались жемчугом».

Ещё большую популярность среди русских «казанская обувь» приобрела в классический XIX век. В «татарский шитый серебром сапожок» обут в «Войне и мире» Л.Н.Толстого старый князь Болконский. Побывавший в России в 1830-е годы маркиз Астольф де Кюстин в своей книге «Россия в 1839 году» рассказывает европейским читателям обо всём «характерном» для нашей страны. Правда, для него в России все — русские, как во Франции все — французы. Но в данном случае нам интересны вот какие строки маркиза: «Красивый сафьян, русская душистая кожа производится в Казани, и, по слухам, её можно дёшево купить на ярмарке в Нижнем, выбрав в груде кожи то, что нравится». Сафьяновые ичиги и башмаки, выставленные фирмой казанского купца и промышленника М.Галеева в 1880-х годах получили почётные награды. «Кому неизвестна изящная сафьянная азиатская обувь, «ичиги», производством которой справедливо славится Казань?» — задаёт в 1886 году риторический вопрос газета «Волжский вестник»…

В конце XIX — начале XX века появились высокие женские ботинки с каблучками и шнуровкой по переду голенищ, делавшиеся на «казанский лад» и названные «дворянскими». Для русского покупателя предназначались также украшенные татарской кожаной мозаикой диванные подушки, дамские дорожные саквояжи, кожаная обивка для кресел.

татарские сапожкиВ это время татарские сапожки получили распространение в артистической среде. Марина Цветаева в своих воспоминаниях упоминает о матери модного в ту пору поэта и художника Максимилиана Волошина: её нога была «в сказочном казанском сапожке». В 1899 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская выходит на сцену императорского Александрийского театра в Петербурге в роли Вари в пьесе А.Островского и Н.Соловьёва «Дикарка» в фольклорном платье с красной вышивкой и татарских сапожках-ичигах, сделанных, судя по высоким художественным достоинствам узорного мозаичного набора, по индивидуальному заказу.

Русские художники ввели казанскую узорную обувь в костюмы персонажей опер «Князь Игорь», «Садко», «Царская невеста». Лев Бакст, автор выдающихся декорации и костюмов к постановкам «Русских сезонов» в Париже, в 1910 году импровизирует на тему татарских ичигов в эскизе костюма Ивана-царевича к балету Игоря Стравинского «Жар-птица». Парижане сочли татарские ичиги органической частью русского костюма, и не напрасно: татарская культура, татарский лексикон, обычаи татар издавна пронизывают жизнь русского народа.

Европа тоже издавна оценила искусство сафьяновых ичиг и башмаков. Они произвели впечатление на австрийского дипломата и путешественника Сигизмунда Герберштейна, посетившего Россию в 1517 и в 1526 годах. В его «Записках о московских делах» есть рисунок, запечатлевший казанского татарина в одежде воина, обутого в сапоги из красно-коричневой кожи с нарядной отделкой из тесьмы с рисунком («возможно, ткань с золотыми нитями», — замечает Лилия Илевна Саттарова), скрывающей передний вертикальный шов. Есть в книге Герберштейна и отдельный рисунок кожаных казанских сапог.

Автор «Трёх мушкетёров» Александр Дюма в одном из своих сочинений описывает молодую даму «в расшитом муслиновом пеньюаре, розовых шёлковых чулках и казанских домашних туфельках».

Ичиги - татарская обувьВ коллекции Немецкого музея кожи есть узорный мужской сапог, приобретённый на Промышленной выставке в Вене в 1846 году. А в 1883 году сафьяновые ичиги и башмаки фирмы М.Галеева были удостоены Большой золотой медали Европейского общества наук в Париже и в 1889 году — серебряной медали и почётного отзыва Всемирной Парижской промышленной выставки.

В 1920-е годы казанские ичиги поставляются в Германию, Францию, Бельгию, Италию, Англию, Америку — там в ту пору была мода на экзотику и народные украшения ручной выделки…

Забытые европейцами к середине XX века сапоги с высоким голенищем стали «хитом» коллекции обуви в «русском стиле», созданной в середине 1970-х годов французским кутюрье Ивом Сен-Лораном. В «русских сапогах» были хорошо обыграны особенности конструкции татарских ичигов: фигурная союзка (нашивка на носок и подъём сапога), задник и декоративная полоса верха голенища контрастного цвета, а в декоративных строчках можно видеть подражание «татарскому» шву…

«Восточная традиция богатого оформления воинского снаряжения и костюма, частью которого была обувь, сформировалась в географически обширном ареале, — пишет Л.И.Саттарова. — Достаточно сказать, что археология позволяет проследить эту традицию у народов Китая, Ирана, Средней Азии, Алтая и Монголии в пору древности и в средние века».

Красочный источник сведений о том, какой была обувь на мусульманском Востоке, — иранская, среднеазиатская, турецкая миниатюра. О совершенстве искусства одеваться говорят также многочисленные описания предметов одежды и обуви в арабо-мусульманских литературных источниках X века. В этот период обувью арабов были кожаные башмаки и туфли, а сапоги из кожи с украшениями разных типов появились на Переднем Востоке после XI века под влиянием культуры тюркских кочевников.

Искусство мозаики из кожиИскусство мозаики из кожи дожило до наших дней и стало широко известно в мире благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, сохранивших старинную традицию изготовления татарской обуви. Заключительный раздел книги посвящен автором казанским мастерам. Как правило, это дипломированные специалисты, некоторые из них — члены Союза художников. Лапидарный текст и изумительные иллюстрации сопровождаются перечнями используемых материалов и советами мастеров. Так что эта книга получилась не только познавательной — она ещё и практическое пособие.

Книга «Казанская узорная кожа» щедро насыщена прекрасными иллюстрациями. На них представлены история искусства узорной кожи, шедевры этого искусства из многих коллекций, в том числе зарубежных музеев (некоторые иллюстрации публикуются впервые). Здесь же ещё и орнаменты, и лекала, и чертежи колодок, инструментов, станков. Словом — целая энциклопедия удивительного искусства узорной кожи…

«Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует», — строго, скупо и ёмко сказал почти два с половиной тысячелетия назад Аристотель. Такие книги издаются нечасто. У Лилии Илевны Саттаровой и издательства «Культура и традиции» получилась такая книга. А это — событие.

Словарь специальных терминов(Л.Саттарова. Казанская узорная кожа)

Азиатская обувь — общее название типов обуви, распространённых у мусульманских народов России и производимых казанскими ичижниками в XVIII-XX веках: ичиги на мягкой и твёрдой подошве, кожаные галоши — кауши, туфли — башмак, тапочки — чуэк. Фигурирует в названиях крупных торговых домов XIX — начала XX века, созданных татарскими купцами и промышленниками.

Булгари — юфть высокого качества, производством которой славились волжские булгары; окрашивалась в красный и коричневый цвета. В течение XIII-XIX веков это название распространялось на мягкие домашние сапожки из сафьяна и юфти, вывозимые булгарами, а затем татарами в разные страны. В городах Средней Азии (Бухара, Самарканд) в XVII-XIX веках «булгари» — сорт изготавливаемой здесь из воловьих шкур кожи. В персидском языке «булгар» — цветная выделанная кожа с ароматным запахом.

Вытяжные ичиги — высокие мужские ичиги из кожи тёмных цветов (чёрный, тёмно-зелёный, коричневый, синий, вишнёвый) на мягкой подошве, с задником из саура. Верх этих сапог, в отличие от ичигов с пришивным передом (союзкой), кроится цельным, поэтому они имеют единственный шов сзади. Голенище завершается фигурным срезом, к которому пришит отворот из кожи контрастного цвета. «Казанским» швом вшиты задник и отворот голенища.

«Дворянские» полусапожки — в терминологии казанского ичижного промысла конца XIX — начала XX века женские высокие ботинки с каблучком и шнуровкой по переду голенищ, с мелким и дробным цветным декором, выполненным «казанским» швом.

Ичиги (ичеги, ичитки; у В.Даля также: мечти, ичетыги, иче-готы; от тюрского итик — сапог; тат. читек) — вид азиатской обуви, сапоги на мягкой подошве с высоким голенищем или полусапожки, обычно носимые дома. С развитием промысла название «ичиги» перешло и на сапоги на твердой подошве и на женские сапоги с каблучком.

Кауши (кавши, кафши) — кожаные калоши, надеваемые при выходе из дома поверх мягких сапожке — ичигов. К концу XIX века с появлением резиновых галош были вытеснены из ассортимента ичижного промысла.

«Казанский» (татарский) шов — способ соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи встык, при котором тачная нить (в старину — дратва), сшивающая края с изнанки изделия, при каждом стежке одновременно украшается спиралями из 3-5 навивок ярких цветных нитей (золотые и серебряные нити, шёлк, хлопок). На лицевой поверхности создаёт впечатление тонкого, шириной 0,1-0,3 сантиметра (до 0,5 сантиметра) шнура, оконтуривающего кожаные узоры. Отличается прочностью и декоративностью. Сохранился в ичижном ремесле казанских татар. Производится на трёхгранном бруске (колодке) с помощью тачной иглы с рукоятью и вышивальной иглы.

Кожаная мозаика — принятое в современной искусствоведческой литературе название техники изготовления узорной обуви (или иных орнаментированных изделий из кожи) с применением «казанского» шва, а также изделий, выполненных в этой технике.

Сафьян (от перс. сахтийан — выделанная козловая кожа) — кожа, выделанная из козловых и овечьих шкур растительными дубителями, слабо прожированная. Мягкая и тонкая кожа высокого качества. Окрашивалась в яркие цвета. Наиболее распространён был красный сафьян.

Юфть (от перс. джофт — пара) — эластичная, но более толстая, чем сафьян, кожа растительного (в современном производстве — комбинированного) дубления с предварительной обработкой жиром. В старину дубили корой ивы, втирали жиры, содержащие берёзовый дёготь. Выделывается из шкур молодых овец и бычков.

Марсель Зайнуллин. «Казанская узорная кожа»«Татарский мир», №23-24

mechet74.ru

Татарский народный костюм (фото)

Долгий путь исторического развития прошел татарский народный костюм. Естественно, одежда 8-9-го веков существенно отличается от костюма 19-го века. Но даже в современной можно встретить национальные черты: все большее количество людей охватывает сегодня интерес к истории. В этой статье мы рассмотрим татарские народные костюмы. Описание их будет дано с учетом изменения во времени, территориальных особенностей. Кроме этого мы расскажем вам об используемых татарами украшениях.

О чем может рассказать нам костюм?

татарский народный костюм вышивка

Татарский народный костюм (его особенности, характерные черты мы опишем чуть ниже) может поведать нам о многом. Одежда является самым ярким определяющим элементом, по которому относят людей к той или иной нации. Костюм воплощает также понятие об идеальном образе человека, являющегося представителем той или иной страны. Он может рассказать о возрасте, индивидуальных особенностях, характере, социальном положении, эстетических вкусах того, на ком он надет. В одежде в разное время сплетались историческая память того или иного народа, моральные нормы его и стремление к совершенству и новизне, являющееся естественным для человека.

Особенности женского костюма татар

татарский народный костюм

Следует отметить, что национальные особенности наиболее ярко прослеживаются именно в женском костюме. Поскольку представительницы прекрасного пола являются более эмоциональными, имеют большую потребность к красоте, одежда их отличается не только у татар чрезвычайным своеобразием.

Женский татарский народный костюм отличается экзотичной цветовой гаммой. Для него характерен приталенный силуэт, широкое использование продольного волана, объемных цветов в отделке, а также драгоценностей и позументов.

Силуэт одежды татар традиционно является трапециевидным. Украшает татарский народный костюм вышивка. Для него характерна также восточная насыщенность различных цветов, применение множества украшений. И женский, и мужской татарский народный костюм украшают меха бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы, которые всегда высоко ценились.

Основа женского и мужского национального костюма

татарский народный костюм его особенности

Основу женского и мужского костюма составляют штаны (по-татарски - ыштан), а также рубаха (кулмек). Общераспространенной вплоть до середины 19-го века была туникообразная древняя рубаха, которая шилась из перегнутого поперек прямого полотнища, с ластовицами, без плечевых швов, с разрезом на груди и вставными боковыми клиньями. Рубаха с воротником-стойкой преобладала у казанских татар. Татарская отличалась от других шириной и длиной. Она являлась очень свободной, по длине - до колен, никогда не подпоясывалась, имела широкие длинные рукава. Лишь длиной отличалась женская от мужской. Длина женской была практически до щиколоток.

татарский народный костюм женский

Шить рубахи из покупных дорогих тканей могли позволить себе только состоятельные татарки. У них они украшались тесьмой, кружевом, разноцветными лентами, воланами. Татарский народный костюм (женский) в качестве неотъемлемой части в древности включал нижний нагрудник (тешелдрек, кукрекче). Надевался он под рубаху с вырезом, чтобы скрыть открывающуюся при движении грудь.

Ыштан (штаны) - распространенная форма поясной тюркской одежды. В качестве составной части ее включал в себя, как мы уже отмечали, и женский, и мужской татарский народный костюм. Обычно из пестряди (полосатой ткани) шились мужские штаны, а женщины носили в основном однотонные. Нарядные свадебные или праздничные мужские выполнялись из домотканой ткани с яркими мелкими узорами.

Обувь татар

Самым древним видом обуви были у татар кожаные сапоги, а также туфли без ранта, похожие на современные тапочки, которые обязательно были с носками, загнутыми вверх, поскольку нельзя царапать мать-землю носком сапога. Носили их с холщовыми или суконными чулками, называющимися тула оек.

Еще во времена древних булгар очень высокого уровня достигла обработка шерсти и кожи. Сафьян и юфть, изготовленные ими, именовались "товар булгарский" на рынках Азии и Европы. Такую обувь археологи находят в относящихся к 10-13-му векам слоях. Она уже тогда была украшена аппликацией, тиснением, а также фигурными металлическими накладками. До наших дней дошли сапоги-ичиги - традиционная мягкая обувь, очень удобная и красивая.

Изменение национального костюма в конце 19-го века

Технология изготовления одежды изменилась в конце 19-го века. Возможность организации швейного производства в больших объемах обеспечила распространение швейных машин. Это отразилось незамедлительно на стиле одежды: изменился татарский народный костюм. Функциональность стала преобладать в мужском. Достигалась она благодаря частичной утрате декоративности цвета.

Чекмени, казакины, камзолы, покрытие шуб исполнялось из различных фабричных тканей темных оттенков. Постепенно к сюртуку приближались казакины. Одежду петербургского татарина с национальной связывал лишь низкий стоячий воротник. Но пожилые жители продолжали носить камзолы и казакины из цветных бухарских тканей.

Мужчины отказались также от парчовых джилянов. Их начали выполнять из умеренно ярких шелковых и хлопчатобумажных однотонных материалов зеленого, светло-коричневого, бежевого и желтого цвета. Такие джиляны, как правило, украшала ручная фигурная стежка.

Мужские головные уборы

татарские народные костюмы описаниеМеховые шапки с плоским верхом цилиндрической формы пользовались большой популярностью. Они шились полностью из каракуля или же из полосы меха соболя, куницы, бобра с матерчатым донышком. Носили в комплекте с шапкой тюбетейку, называемую каляпуш. Она изготавливалась в основном из бархата темных оттенков и была как с вышивкой, так и гладкой.

У мужчин по мере распространения ислама укоренилась традиция подбривать или сбривать усы и бороду, а также брить голову. У булгар отмечался обычай покрывать ее шапками. Их описывал еще Ибн Фадлан, путешественник, который посетил в 10-м веке эти племена.

Также постепенно становится все более практичным и легким женский татарский народный костюм. Используются хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, камзолы делаются из парчи с нанесенным на нее мелким рисунком, а позднее - из бархата и парчи, более эластичных материалов.

Женские головные уборы

В древности женский головной убор содержал, как правило, информацию о семейном, социальном и возрастном положении его обладательницы. Белые мягкие калфачки, вязаные или тканые, носили девушки.

мужской татарский народный костюм

В их одежде также встречаются височные и налобные украшения - тканевые полоски с нашитыми подвесками, бусинами, бляхами.

народный татарский костюм фото

Женский народный татарский костюм (фото см. выше) в качестве обязательной части включал покрывало. В традиции его ношения нашли отражение языческие воззрения древности о магии волос, которые позднее были закреплены исламом. Согласно этой религии, рекомендовалось прикрывать лицо, а также скрывать очертания фигуры.

Как татарки носили платок?

На смену покрывалу в 19-м веке пришел платок, который был универсальным головным убором почти для всего женского населения нашей страны в то время.

Но женщины различных национальностей по-разному его носили. Татарки, например, им повязывали плотно голову, надвинув глубоко на лоб платок и концы завязав на затылке. И сейчас они носят его так. Татарки еще в начале 20-го века в Санкт-Петербурге носили уменьшившиеся примерно до размеров наколки калфаки, которые на голове удерживались с помощью нашитых с изнанки мелких крючков.

Только калфак носили девушки, замужние дамы же поверх него набрасывали, выходя из дома, легкие покрывала, платки, шелковые шали. До сегодняшнего дня татарки сохранили привычку носить шаль, умело драпируя этим предметом одежды свою фигуру.

Так выглядит татарский народный костюм. Раскраска его отличается многоцветьем. Наиболее распространенные цвета в национальных узорах - черный, красный, голубой, белый, желтый, коричневый, зеленый и др.

Ювелирные украшения татар

Интересен не только сам народный татарский костюм, фото которого было представлено выше, но также используемые татарами украшения. Женские ювелирные изделия были показателями общественного положения и материального достатка семьи. Они изготавливались, как правило, из серебра, инкрустировались камнями. При этом отдавалось предпочтение голубовато-зеленой бирюзе, обладавшей, по мнению татар, магической силой. Камень этот считался символом благополучной семейной жизни и счастья. Символика бирюзы связана с восточными поверьями древности: будто бы это кости умерших давно предков, правильное созерцание которых делает счастливым человека.

Коричневый сердолик, сиреневые аметисты, горный хрусталь и дымчатые топазы также часто использовались. Женщины носили браслеты, перстни, кольца различных видов, а также накосники, различные застежки ворота, называющиеся яка чылбыры. Обязательна была еще в конце 19-го века нагрудная перевязь, которая представляла собой синтез украшения и оберега.

В семье по наследству передавались украшения, дополнявшиеся постепенно новыми вещами. Комешче - так назывались татарские ювелиры - обычно работали по индивидуальным заказам. Это обусловило огромное разнообразие предметов, дошедших до наших дней.

Как носили украшения?

Татарка традиционно надевала одновременно несколько из них - различные цепочки с часами, кулонами, причем обязательно одну с подвешенной коранницей. Украшения эти дополнялись брошками и бусами. Претерпев небольшие изменения, многие элементы татарских ювелирных украшений вошли в обиход у представительниц других национальностей.

fb.ru

Ателье "LuiZa" - Ичиги - татарская обувь

  Главная

Публикации

 

 

Марсель Зайнуллин. "Казанская узорная кожа"

Московское издательство "Культура и традиции" выпустило приуроченную к юбилею столицы Татарстана книгу искусствоведа, историка искусства, члена Союза художников Российской Федерации Лилии Илевны Саттаровой "Казанская узорная кожа".

Автор книги вложила в неё отточенные знания и душу, превосходно выполнило свою работу издательство "Культура и традиции" (директор издательства Л.Скляр, редактор Л.Мартынова, художник В.Корольков), а Тверской полиграфический комбинат детской литературы сделал это издание произведением полиграфического искусства. Не знаю, что говорят изучающие творческую деятельность психологи, но если судить по книге "Казанская узорная кожа", то талантливо сделанное дело - это дело, сделанное с мастерством и с любовью к своему детищу.

Эта книга, конечно, попадёт на выставки и конкурсы. Конечно, не обойдут её своим вниманием специалисты - искусствоведы и историки культуры. Но это издание на "узкую" тему интересно и для самого широкого круга читателей. Что касается до татар, то что же это за татарин, если не раздобудет он эту книгу, не усадит кружком свою семью, чтобы вместе разглядеть в ней чудесные иллюстрации и подивиться искусности своих соплеменников, чтобы вместе почитать о редкостной древнейшей традиции сапожного ремесла, которое удивительным образом из сугубо утилитарного, "прозаического" ещё в стародавние времена развилось в художественное, обрело поэтичность, стало кладезем народного орнамента, воплощением национальной эстетики.

Эта книга интересна, конечно, не только татарам. Во всяком случае предмет её - татарская узорная кожа, сделанные из неё сапоги и туфли издавна широко бытовали и в русской среде.

ичиги - татарский сапожокСогласно сообщению летописца, вошедшему в "Повесть временных лет", славян изумляла красочная удобная обувь, в которую были одеты булгарские воины, с которыми в 985 году сразилось войско киевского князя Владимира. Татары - выходцы из Золотой Орды и образовавшихся после её распада ханств уже с XIV века селились в Москве. Здесь появилась целая Кожевническая слобода, жители которой занимались выделкой кож и шитьём обуви. Московиты охотно покупали эту обувь, а среди русской знати XVI-XVII веков она вошла в моду и стала частью русского костюма. В "Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях" известный историк Н.И.Костомаров писал: "Это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные... Ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и жёлтые, иногда зелёные, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч., и унизывались жемчугом".

Ещё большую популярность среди русских "казанская обувь" приобрела в классический XIX век. В "татарский шитый серебром сапожок" обут в "Войне и мире" Л.Н.Толстого старый князь Болконский. Побывавший в России в 1830-е годы маркиз Астольф де Кюстин в своей книге "Россия в 1839 году" рассказывает европейским читателям обо всём "характерном" для нашей страны. Правда, для него в России все - русские, как во Франции все - французы. Но в данном случае нам интересны вот какие строки маркиза: "Красивый сафьян, русская душистая кожа производится в Казани, и, по слухам, её можно дёшево купить на ярмарке в Нижнем, выбрав в груде кожи то, что нравится". Сафьяновые ичиги и башмаки, выставленные фирмой казанского купца и промышленника М.Галеева в 1880-х годах получили почётные награды. "Кому неизвестна изящная сафьянная азиатская обувь, "ичиги", производством которой справедливо славится Казань?" - задаёт в 1886 году риторический вопрос газета "Волжский вестник"...

В конце XIX - начале XX века появились высокие женские ботинки с каблучками и шнуровкой по переду голенищ, делавшиеся на "казанский лад" и названные "дворянскими". Для русского покупателя предназначались также украшенные татарской кожаной мозаикой диванные подушки, дамские дорожные саквояжи, кожаная обивка для кресел.

татарские сапожки В это время татарские сапожки получили распространение в артистической среде. Марина Цветаева в своих воспоминаниях упоминает о матери модного в ту пору поэта и художника Максимилиана Волошина: её нога была "в сказочном казанском сапожке". В 1899 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская выходит на сцену императорского Александрийского театра в Петербурге в роли Вари в пьесе А.Островского и Н.Соловьёва "Дикарка" в фольклорном платье с красной вышивкой и татарских сапожках-ичигах, сделанных, судя по высоким художественным достоинствам узорного мозаичного набора, по индивидуальному заказу.

Русские художники ввели казанскую узорную обувь в костюмы персонажей опер "Князь Игорь", "Садко", "Царская невеста". Лев Бакст, автор выдающихся декорации и костюмов к постановкам "Русских сезонов" в Париже, в 1910 году импровизирует на тему татарских ичигов в эскизе костюма Ивана-царевича к балету Игоря Стравинского "Жар-птица". Парижане сочли татарские ичиги органической частью русского костюма, и не напрасно: татарская культура, татарский лексикон, обычаи татар издавна пронизывают жизнь русского народа.

Европа тоже издавна оценила искусство сафьяновых ичиг и башмаков. Они произвели впечатление на австрийского дипломата и путешественника Сигизмунда Герберштейна, посетившего Россию в 1517 и в 1526 годах. В его "Записках о московских делах" есть рисунок, запечатлевший казанского татарина в одежде воина, обутого в сапоги из красно-коричневой кожи с нарядной отделкой из тесьмы с рисунком ("возможно, ткань с золотыми нитями", - замечает Лилия Илевна Саттарова), скрывающей передний вертикальный шов. Есть в книге Герберштейна и отдельный рисунок кожаных казанских сапог.

Автор "Трёх мушкетёров" Александр Дюма в одном из своих сочинений описывает молодую даму "в расшитом муслиновом пеньюаре, розовых шёлковых чулках и казанских домашних туфельках".

Ичиги - татарская обувьВ коллекции Немецкого музея кожи есть узорный мужской сапог, приобретённый на Промышленной выставке в Вене в 1846 году. А в 1883 году сафьяновые ичиги и башмаки фирмы М.Галеева были удостоены Большой золотой медали Европейского общества наук в Париже и в 1889 году - серебряной медали и почётного отзыва Всемирной Парижской промышленной выставки.

В 1920-е годы казанские ичиги поставляются в Германию, Францию, Бельгию, Италию, Англию, Америку - там в ту пору была мода на экзотику и народные украшения ручной выделки...

Забытые европейцами к середине XX века сапоги с высоким голенищем стали "хитом" коллекции обуви в "русском стиле", созданной в середине 1970-х годов французским кутюрье Ивом Сен-Лораном. В "русских сапогах" были хорошо обыграны особенности конструкции татарских ичигов: фигурная союзка (нашивка на носок и подъём сапога), задник и декоративная полоса верха голенища контрастного цвета, а в декоративных строчках можно видеть подражание "татарскому" шву...

"Восточная традиция богатого оформления воинского снаряжения и костюма, частью которого была обувь, сформировалась в географически обширном ареале, - пишет Л.И.Саттарова. - Достаточно сказать, что археология позволяет проследить эту традицию у народов Китая, Ирана, Средней Азии, Алтая и Монголии в пору древности и в средние века".

Красочный источник сведений о том, какой была обувь на мусульманском Востоке, - иранская, среднеазиатская, турецкая миниатюра. О совершенстве искусства одеваться говорят также многочисленные описания предметов одежды и обуви в арабо-мусульманских литературных источниках X века. В этот период обувью арабов были кожаные башмаки и туфли, а сапоги из кожи с украшениями разных типов появились на Переднем Востоке после XI века под влиянием культуры тюркских кочевников.

Искусство мозаики из кожиИскусство мозаики из кожи дожило до наших дней и стало широко известно в мире благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, сохранивших старинную традицию изготовления татарской обуви. Заключительный раздел книги посвящен автором казанским мастерам. Как правило, это дипломированные специалисты, некоторые из них - члены Союза художников. Лапидарный текст и изумительные иллюстрации сопровождаются перечнями используемых материалов и советами мастеров. Так что эта книга получилась не только познавательной - она ещё и практическое пособие.

Книга "Казанская узорная кожа" щедро насыщена прекрасными иллюстрациями. На них представлены история искусства узорной кожи, шедевры этого искусства из многих коллекций, в том числе зарубежных музеев (некоторые иллюстрации публикуются впервые). Здесь же ещё и орнаменты, и лекала, и чертежи колодок, инструментов, станков. Словом - целая энциклопедия удивительного искусства узорной кожи...

"Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует", - строго, скупо и ёмко сказал почти два с половиной тысячелетия назад Аристотель. Такие книги издаются нечасто. У Лилии Илевны Саттаровой и издательства "Культура и традиции" получилась такая книга. А это - событие.

Словарь специальных терминов (Л.Саттарова. Казанская узорная кожа)

Азиатская обувь - общее название типов обуви, распространённых у мусульманских народов России и производимых казанскими ичижниками в XVIII-XX веках: ичиги на мягкой и твёрдой подошве, кожаные галоши - кауши, туфли - башмак, тапочки - чуэк. Фигурирует в названиях крупных торговых домов XIX - начала XX века, созданных татарскими купцами и промышленниками.

Булгари - юфть высокого качества, производством которой славились волжские булгары; окрашивалась в красный и коричневый цвета. В течение XIII-XIX веков это название распространялось на мягкие домашние сапожки из сафьяна и юфти, вывозимые булгарами, а затем татарами в разные страны. В городах Средней Азии (Бухара, Самарканд) в XVII-XIX веках "булгари" - сорт изготавливаемой здесь из воловьих шкур кожи. В персидском языке "булгар" - цветная выделанная кожа с ароматным запахом.

Вытяжные ичиги - высокие мужские ичиги из кожи тёмных цветов (чёрный, тёмно-зелёный, коричневый, синий, вишнёвый) на мягкой подошве, с задником из саура. Верх этих сапог, в отличие от ичигов с пришивным передом (союзкой), кроится цельным, поэтому они имеют единственный шов сзади. Голенище завершается фигурным срезом, к которому пришит отворот из кожи контрастного цвета. "Казанским" швом вшиты задник и отворот голенища.

"Дворянские" полусапожки - в терминологии казанского ичижного промысла конца XIX - начала XX века женские высокие ботинки с каблучком и шнуровкой по переду голенищ, с мелким и дробным цветным декором, выполненным "казанским" швом.

Ичиги (ичеги, ичитки; у В.Даля также: мечти, ичетыги, иче-готы; от тюрского итик - сапог; тат. читек) - вид азиатской обуви, сапоги на мягкой подошве с высоким голенищем или полусапожки, обычно носимые дома. С развитием промысла название "ичиги" перешло и на сапоги на твердой подошве и на женские сапоги с каблучком.

Кауши (кавши, кафши) - кожаные калоши, надеваемые при выходе из дома поверх мягких сапожке - ичигов. К концу XIX века с появлением резиновых галош были вытеснены из ассортимента ичижного промысла.

"Казанский" (татарский) шов - способ соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи встык, при котором тачная нить (в старину - дратва), сшивающая края с изнанки изделия, при каждом стежке одновременно украшается спиралями из 3-5 навивок ярких цветных нитей (золотые и серебряные нити, шёлк, хлопок). На лицевой поверхности создаёт впечатление тонкого, шириной 0,1-0,3 сантиметра (до 0,5 сантиметра) шнура, оконтуривающего кожаные узоры. Отличается прочностью и декоративностью. Сохранился в ичижном ремесле казанских татар. Производится на трёхгранном бруске (колодке) с помощью тачной иглы с рукоятью и вышивальной иглы.

Кожаная мозаика - принятое в современной искусствоведческой литературе название техники изготовления узорной обуви (или иных орнаментированных изделий из кожи) с применением "казанского" шва, а также изделий, выполненных в этой технике.

Сафьян (от перс. сахтийан - выделанная козловая кожа) - кожа, выделанная из козловых и овечьих шкур растительными дубителями, слабо прожированная. Мягкая и тонкая кожа высокого качества. Окрашивалась в яркие цвета. Наиболее распространён был красный сафьян.

Юфть (от перс. джофт - пара) - эластичная, но более толстая, чем сафьян, кожа растительного (в современном производстве - комбинированного) дубления с предварительной обработкой жиром. В старину дубили корой ивы, втирали жиры, содержащие берёзовый дёготь. Выделывается из шкур молодых овец и бычков.

Марсель Зайнуллин. "Казанская узорная кожа" "Татарский мир", №23-24

 

luiza-m.narod.ru


Смотрите также