История обуви: с чего все началось и как изменилась мода? Туфли происхождение


туфля - это... Что такое туфля?

  • Туфля — Туфля. Туфель башмакъ безъ задника. Ср. Какая это фибза меня разбудила и на постели у меня вотъ эту свою туфлю оставила? Лѣсковъ. Полунощники. 14. Ср. Pantoffel (нѣм.), pantofle (анг.), pat, удобный Tuffel, туфля pantofola (ит.). Ср. To stand… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ТУФЛЯ — (этим. см. пантофли). Комнатная обувь, башмак без задника. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТУФЛЯ этимологию см. пантофия. Легкая комнатная обувь вроде башмака. Объяснение 25000 иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • туфля — туфелька, пуант, баретка, растяпа, лодочка, босоножка, туфли, сандалия, тупица, бабуша, танкетка, дурак, сандалета Словарь русских синонимов. туфля сущ., кол во синонимов: 17 • бабуша (3) • …   Словарь синонимов

  • туфля — ТУФЛЯ, и, ж. Дурак, тупица, растяпа. Чей туфля? шутл. чья это вещь? распространилось под влиянием популярного кинофильма «Кавказская пленница» …   Словарь русского арго

  • туфля — Туфля, это существительное женского рода чаще используется во множественном числе, поскольку обычно мы имеем дело с парой туфель. Но если речь заходит об этом предмете обуви в единственном числе, то мы говорим: Ты не видел моей ту/фли? (но не… …   Словарь ошибок русского языка

  • ТУФЛЯ — «ТУФЛЯ», Латвия Германия, КРИСТОФ МАЙЕР УИЛ, 1998, ч/б, 83 мин. Фарс. Однажды поутру на прибалтийском песчаном берегу (граница с вражеским государством), бдительный советский патруль обнаруживает неиндентифицированную женскую туфельку. Возможно,… …   Энциклопедия кино

  • Туфля — Туфли обувь с каблуком, закрывающая ногу не выше щиколотки. Содержание 1 Название 2 История туфель 3 Женские туфли 4 Мужские туфли …   Википедия

  • ТУФЛЯ — Загнуть туфлю кому. Жарг. угол. Обмануть кого л. (обычно женщину). Балдаев 1, 138. Туфля рыжая. Жарг. крим. Взятка золотом. Хом. 2, 435 …   Большой словарь русских поговорок

  • туфля — ж. A сущ см. Приложение II ту/фли мн. ту/фли ту/фель ту/флям Как походил он на поэта …   Словарь ударений русского языка

  • туфля — ж., туфель м., уже в 1714 г.; см. Христиани 49. Из ср. нж. нем. tuffele, нж. нем. tuffel башмак, туфель от более стар. ср. нж. нем. pantuffel, которое получило осмысление в плане народн. этимологии как сложение со ср. нж. нем. раnt завязка,… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • etymological.academic.ru

    История обуви

    Интересно узнать, что носили наши предки, откуда появилось такое название и кто во что был обут. Познавательная информация со средних веков до XIX века. Поехали.

    обувь, туфли, сандали" border="0" />

    История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

    Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

    В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

    Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

    Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

     

    Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

     

    Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.

    В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

     

    Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

    В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.

     

    Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).

     

    Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

     

    Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.

    В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

     

    Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».

     

    Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

     

    Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.

     

    Мужские портреты начала XVII века.

    Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

     

    Женские портреты начала XVII века

     

     

    Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг

     

    Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

     

    Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.

    В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

     

    Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

     

    Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год

     

    Франсуа Буше «Туалет», 1742

     

    Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

     

    Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

     

    Женские туфли с защитными паттернами

     

    Туфли первой половины XVIII века

    Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

     

    Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

     

    Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

     

    Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

     

    Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг

     

    Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории

     

    «Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг

     

    Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении

     

    Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

    С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.

     

    Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

     

    Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг

     

    Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг

     

    Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг

     

    Джеймс Тиссо «Октябрь», 1877 г; «Завтрак», 1868

     

    stil.mirtesen.ru

    История обуви: с чего все началось и как изменилась мода?

    Как люди придумали обувь?

    Испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет показывают людей в шкурах и с мехом, обернутым вокруг их ног. Наши предки почти 5000 лет покрывали ноги соломой или шкурами убитых животных. Обувь, в той или иной форме, была важным атрибутом для человека на протяжении многих столетий. Эволюция обуви, от сандалий до современной спортивной обуви, которую признают настоящим чудом швейной техники, продолжается и сегодня, когда кутюрье находят новые материалы для украшения и защиты наших ног.

    Сандалии – старейшая обувь, известная нам до сегодня. Мокасины тоже были известны еще несколько веков назад. В самом деле, многие виды обуви, которую мы носим до сих пор, была популярной в другие эпохи. «Платформа», одна из самых узнаваемых особенностей обуви в 1970-х и 1990-х годах, появилась на самом деле в 16-го веке. Тогда обувь на высокой подошве была жизненно необходима, чтобы защититься от грязи – тротуаров-то не было. Сегодня платформу носят только ради модных тенденций. Обувь с длинными носками, которую носили в 1960-х годах, мало чем отличается от обуви сборщиков мусора в 17-м веке – такой обувью было удобно выковыривать мусор из придорожных ям.

    Глядя на обувь разных стран мира, можно увидеть несомненное сходство. Обувь венецианцев на деревянной подошве сильно напоминает японский стиль - деревянные башмаки на высокой подошве, которые называются гэта. Хотя форма этих изделий несколько отличается, идея остается той же. Венецианцы не контактировали тогда с японцами, так что это не имитация – это приверженность разных народов к одной и той же форме обуви.

    А возьмите обычаи китайцев, и затем японских гейш. Они связывали ноги и ходили маленькими шажками, чтобы выработать определенную походку. Позже европейские женщины и мужчины стали связывать ноги скотчем и мучить их слишком тесной обувью. В исследовании, проведенном с начала 1990-х годов, сообщалось, что 88 процентов европейских женщин носили обувь, которая была им слишком мала!

    Итак, не смотря на множество модных течений и стилей, наша обувная мода сегодня, по большому счету, всего лишь модернизированные стили прошлого.

    Эпоха возрождения - история обуви

    Хотя трудно было разглядеть обувь под длинными платьями этого периода, мы знаем, что женской обувью в Эпоху Возрождения были в основном мягкие тапочки. Они были сделаны из тонких тканей, парчи, шелка или вышитой кожи. И ни один из этих видов ткани не был водонепроницаемым. Люди нуждались в изобретении галош на деревянной подошве. Они были сделаны из осины, а покрыты были кожей. Обувь для богатых отличалась от моделей для бедных тем, что на ту же самую кожу просто наносились узорные рисунки из шелка. Шелк был модной деталью обуви Эпохи Возрождения, но обувь в этом веке носили только при необходимости.

    Галоши на высокой платформе – изобретение, которое практиковалось в те годы в Венеции. Такая обувь была особенно популярна среди куртизанок Венеции, и эта мода быстро распространилась по всей остальной части Европы, особенно ее любили в Италии и Испании. Эти галоши носились как тапочки, но награждали владельца еще и более высоким ростом. Они были сделаны из дерева, окрашенного и позолоченного. Некоторые из них были инкрустированы перламутром и другими драгоценными камнями или покрыты кожей либо бархатом.

    Эта обувь была очень высокой, до тридцати дюймов (более 60 см!), поэтому, когда женщина выходила на улицу, ей требовалась служанка, чтобы помочь той оставаться в вертикальном положении. Церковь ненавидела крайности моды, но этот вид обуви не запрещала. Дело в том, что высота этих импровизированных галош не давала возможности быстро двигаться. Особенно танцевать, уменьшая тем самым возможности для греха. К тому же, такая обувь дарила владельцу набор просто уникальных проблем.

    Дополнительная высота обуви приводила к осложнениям после свадьбы, когда жених внезапно обнаруживал, что на самом деле он женился на очень низенькой невесте. Кстати, это породило и еще более невероятные законы: в Англии брачные узы могли быть аннулированы, если невеста фальсифицировала свой рост с помощью обуви. В Венеции деревянные галоши на платформе в конечном итоге провозгласили вне закона после того, как возросло количество выкидышей у женщин после падения с этой обуви.

    Елизаветинской период 1560 - 1620 - история обуви

    Обувь этого периода была сделана в основном из кожи, либо тонкой и мягкой, либо грубой, в зависимости от цены. Специальные заказы на бархат, атлас, шелк или парчу были призваны украшать обувь для богатых.

    Корк (пробковое дерево) или обычные пробки были тогда популярным материалом для подошвы и каблука. Первую форму каблука составляла именно пробка - ее помещали между кожаной подошвой и верхом обуви, поднимая таким образом пятку. Эта мода скоро стала популярной. Новые каблуки были сделаны либо из пробки либо из дерева, но покрывались той же тканью, что и верх.

    Передняя часть обуви поднимались, пока не придумали язычок. Его часто делали цветным, и это соответствовало цветам одежды знати.

    Вышивка на язычке обуви была важным элементом в Англии после Реформации. Ремесленники, которые очень старались показать свои таланты, могли их проявлять в церковной вышивке на одежде и обуви ей под стать.

    Всевозможные цвета использовали тогда для каблуков. Коричневый, цвет шафрана, черной, белый, красный, зеленый, синий, желтый, розовый - все это можно увидеть на сохранившихся картинах той эпохи.

    Женскую обувь можно было редко увидеть в этот период, она была прикрыта длинными юбками. Обувь была относительно мягкой, с невысокой подошвой и каблуком не больше двух сантиметров в высоту. Подошва была сделана из пробки около половины дюйма (1,25 см) толщиной. Носки тапочек и туфлей были слегка закруглены.Женскую обувь делали с высокими языками, а на Елизавете I красовались туфли с языками из белого шелка, который был в тон ее белой одежде.

    Королева Элизабет гордилась своими крошечными ногами, именно она тогда ввела моду на юбки чуть выше лодыжки, чтобы показать свои тонкие щиколотки и маленькие ножки, украшенные туфлями на высоком каблуке. Да-да, именно во время правления Елизаветы в Англии появились каблуки на туфлях. Обувь окончательно утратила округлость носка и стала более узкой. Новый стиль позволял плотнее охватывать стопы и держаться на ноге за счет введения кожаных ремешков на туфлях.

    Галантный век, или мода эпохи Людовика XIV В 1660-1715 году мода на обувь изменилась под влиянием французского двора. Это был расцвет монархии. Мода на обувь прокатилась по Европе и докатилась до Нового Света. В ту пору были популярны пышные вычурные формы одежды и обуви. Если раньше мужчины носили только черные и коричневые туфли, то теперь стала популярна белая кожа, причем подошва и каблук были вызывающе красными. Кожа стала чередоваться с набиравшей популярность замшей.

    Женскую обувь той торы стали делать из бархата, шелка, атласа. Широкое использование аппликации в виде кос стало очень популярным, создавая полосатый эффект.

    Обувь, изготовленная в Америке, в основном была из кожи, но допускалось и использование шелка для женской обуви.

    Каблуки были тогда обычным явлением для мужчин. До 1700 года считалось, что каблуки стройнят мужчину и придают ему мужественность.

    Эпоха революции 1775-1815 - история обуви

    Наибольшие изменения в обувной моде в этот период пришли с новыми изобретениями. С 1790-х на рынке появляется лакированная кожа. Еор сначала такую обувь носили только женщины. Затем в 1780-х году лакированную коду стали носить и мужчины. Появились разные цвета кожаных лакированных туфель: красный, белый, желтый. Обувь приобрела шикарный внешний вид.

    Второе важное нововведение относится к концу этого века. Туфли стали делать на правые и левые. До 1800 года такого не было и в помине. Правые и левые туфли постепенно вытеснили традиционные прямые туфли, хотя женщины сопротивлялись этим переменам дольше, чем мужчины.

    1815-1870 - история обуви

    На протяжении всего этого периода в обувной моде появилось много нововведений. Например, металлические отверстия для шнуровки. Они были запатентованы в 1823 году Томасом Роджерсом, хотя и медленно адаптировались к потребностям рынка. Очень долго люди не могли принять этого нововведения, и наконец в 1874 году ушки для шнурков стали делать машинным способом, увеличивая популярность металлических деталей.

    В 1830-х годах начали использование каучук. Эти изобретения привели к новой обувной моде, которая не менялась на протяжении длительного периода.

    Возможно, величайшим изобретением в мире моды были швейные машины, на которых стали прострачивать ткань с 1830-х по 1850-е годы. Заитем эти машины использовались для прошивки кожи на обуви, но чуть позже, в 1856 году, пионером этого производства стал Сингер (знаменитый Zinger). Все эти изобретения, в сочетании с новой идеей пошива готовой одежды, сделали обувь дешевле и доступнее, чем когда-либо раньше.

    Первая мировая война и 40-е годы - история обуви

    Первая мировая война оказала огромное влияние на весь мир. Война резко изменила образ жизни каждого. Женщины заменяли мужчин на заводах, отдавая им свои деньги в первые месяцы войны. Претерпела изменения и обувь. Самыми популярными были сапоги с высокими голенищами и тяжелые армейские ботинки. Эту традицию сегодня с удовольствием продолжают подростки – армейские бутсы считаются писком молодежной моды.

    Сапоги в те времена шили лишь из натуральной кожи. И подгоняли по ноге их очень необычным способом: мокрая кожа натягивалась на ногу и так носилась два дня. Сапоги в итоге идеально ложились по ноге, хотя и сильно натирали поначалу. Зато их форма была сугубо индивидуальна и очень хорошо подходила каждому отдельно взятому владельцу. Только в 1937 году, просчитав, что кожа все-таки слишком дорога, изобрели и стали шить знаменитые кирзовые сапоги. Кирза – это не кожа, а хлопчатобумажная ткань, но не в один слой, а в несколько, обработанная специальными веществами в виде пленки. Эти вещества делали кирзу непромокаемой, хорошо защищающей ноги солдат от любых походных условий.

    Использовался также валяный сапог, в простонародье – валенок. Они были предметом воинского обмундирования, особенно зимой. Существовали даже специальные тонкие и кривые валенки для верховой езды.

    В гражданскую войну с 1919 года солдаты на Руси носили кожаные лапти. Они были полноправной частью обмундирования наравне с шинелью и головным убором. Эти кожаные лапти с набойками, каблуком и прочной кожаной подошвой были так удобны, что солдаты не перестали их носить даже после официального указа 1922 года, который официально предписывал бойцам лапти больше не надевать.

    Пятидесятые годы - история обуви

    У модников 50-х годов впервые появился стилет-каблук - высокий, стройный каблук со встроенным металлическим шипом - он был, пожалуй, самой узнаваемой инновацией обуви в 50-х годах.

    Кожа, популярная во время войны, стала потихоньку заменяться новыми материалами синтетического происхождения. Еще в 1958 году женскую обувь стали изготовлять из кожзаменителя и тканей, а к концу 60-х годов подавляющее большинство обуви уже было сделано из другого материала, не кожаного.

    60-е годы - история обуви

    С изобретением мини-юбки появились модные сапоги-ботфорты. В шестидесятые годы свободные сапоги с передним швом уступили сапогам, которые очень плотно прилегали к ноге, так называемому сапогу-чулку. Их делали из кожи и текстиля.

    Сапоги «гоу-гоу» были одной из самых запоминающихся модных тенденций 1960-х годов. Их делали разной высоты, в том числе до лодыжки, высокие до бедра. Что-что, а эти сапоги должны были стать обязательным атрибутом в гардеробе молодой женщины.

    А затем верх в моде взяла обувь хиппи. Она характеризовала целое десятилетие. Сложно описать эту обувь в двух словах. Дети цветов, хиппи ходили босиком, носили простые сандалии и мокасины и покупали обувь в подпольных ретро-магазинах. Хиппи могли носить что угодно, лишь бы это не соответствовало модным тенденциям сегодняшнего дня.

    Семидесятые - история обуви

    Цвет и ткань выбор в этом десятилетии был очень ограничен. Пластмасса, изделия из кожи, ткани, дерева и бесчисленное множество других более причудливых материалов использовались для создания и украшения обуви. Очень немногая обувь в этот период была сшита из простой кожи. Очень популярной тенденцией стало объединение нескольких различных цветов и материалов.

    С тех пор как в 1976 году в Москве на фабрике под названием «Парижская коммуна» установили немецкий станок «Десма», там стали выпускать модели на литьевой подошве. Это был последник крик моды. Который подражал западным образцам обуви типа «аляска» – сапоги «дутики». Правда, советские модели были намного более неуклюжими, они промокали и быстро рвались, зато были дешевыми и доступными – их тогда носила вся страна.

    Такой ажиотаж на дутые сапоги на литьевой подошве был вызван достижениями космоса. Дутыми, как у космонавтов, были не только сапоги, но и куртки, и шапки, и даже перчатки. Они привлекали потребителя теплом и удобством. В то же время в моду вошли другие, совсем не похожие на «дутики» модели – сапоги с узкими носами и железными заклепками. Их называли буратинами. Эти сапоги было крайне трудно достать, они столи людям целой зарплаты, но очереди за ними были так длинны и эмоциональны, что рядом непременно находился отряд конной милиции.

    Восьмидесятые - история обуви

    Самая большая инновация в это время пришлась на долю спортивной обуви. Теннисные туфли семидесятых годов на Западе превратилась в сотни разных стилей и брендов, каждый со своей специальной конструкцией. В подошвы уже научились добавлять воздух – это было комфортно и эргономично. Именно тогда впервые стали использовать понятие ортопедической обуви, которая снижала усталость ног и позволяла людям двигаться быстрее и дольше.

    В нашей стране вернулась мода на высокие сапоги, уже основательно подзабытые. Модницы щеголяли в ботфортах и мини-юбках, а на плечики дамы надевали пиджаки с широченными плечами. Такая мода была скопрована со знаменитого тогда сериала «Даллас», где девушки ходили точно в такой одежде. К ней непременно прилагалась масса украшений – чем массивнее и разноцветнее, тем лучше. В них красовались по поводу и без.

    Девяностые годы - история обуви

    В этом десятилетии новые технологии оказали огромное влияние на обувь. Появились такие материалы, как микрофибра, стрейч-ткань и различные синтетические материалы. Модели в основном повторяли ретро-стиль с небольшими изменениями.

    Был улучшен производственный процесс, появилась компьютерная вышивка и другие новые методы украшения обуви. Это были уже более сложные возможности украшений обуви, которые использовались не для дворян и правителей, как раньше, а для массового рынка.

    Экологичность стала очень важной темой в производстве обуви, и такие компании, как Timberland и Rockport, специально разрабатывали обувь для тех, кто хотел ходить только в натуральных материалах. Этот стиль до сих пор прослеживается на улицах и кампусах Северной Америки и Европы.

    В нашей стране в девяностых у женщин появилась возможность выбирать из широкого диапазона стилей, чтобы удовлетворить любое свое настроение, пойти на бизнес-вечеринку или любое другое событие. Удобные ботинки на низком каблуке, высокие шпильки, и обувь со средней высотой каблуков выполнялась из разных видов кожи, замши и ткани.

    К 1997 году производители от кутюр решили, что более женственным будет вернуться к модной модельной обуви. На подиумы вернулись сандалии, тонкие каблуки и каблуки средней высоты.

    Самые интересные приметы об обуви

    Обувь всегда была предметом многочисленных суеверий и мифов. Почти в каждой культуре с начала времен сложились суеверия, рассказывающие об обуви. Это продолжается и сегодня.

    В Америке детскую обувь привязывают к задней части авто новобрачной пары. Даже на голливудской Аллее славы до сих пор продолжается этот обычай.

    В Китае обувь ребенка должна быть украшена множеством жестоких и злых животных, например, тиграми. Животное должно защитить ребенка от злых духов.

    В Америке также есть интересный обычай просверливать дырочку в подошве детской обуви, чтобы душа могла сбежать через нее от злых духов.

    Вековой ритуал похорон в США предполагает хоронить пару обуви вместе с умершим. Хотя никто не знает происхождения этого обычая, возможно, он был придуман в надежде, что умершим будет удобно ходить в загробной жизни.

    По китайскому обычаю жених в брачную ночь бросал красную обувь невесты на крышу в знак любви и гармонии.

    Когда король умирает, весь народ Западной Африки под названием ашанти красит свои сандалии в черный цвет.

    Японские воины - самураи - носили обувь из меха медведя, убежденные, что сила животного передастся владельцу.

    В Европе обувь использовали как защиту для дома. Когда дом строился, обувь замуровывали в стену, чтобы отогнать злых духов. Много древних башмаков при сносе старых домов обнаруживают и сегодня .

    Согласно исламской вере, верующие должны снимать обувь перед входом в мечеть.

    ilive.com.ua

    История появления обуви

    Обувь каменного века - первые модели обуви.

    Начало применения древними людьми в поседневной жизни обуви датируется эпохой палеолита, в эпоху культурного подъема, около 50000 до нашей эры. Проводятся и другие исследования, связанные с изобретением обуви, в частности, изменения ступни древнего человека, предположительно связанные с использованием обуви

    Благодаря этим исследованиям было выяснено, что в исторический период от 26 до 30 тысяч лет до новой эры люди уже носили обувь, по свойствам сопоставимую с современной

    Древнейший из всех найденных образец обуви из кожи был обнаружен в горах Армении, возраст находки около 5,5 тысяч лет. Это туфли из мягкой кожи, именуемые чарохи, именно такой конструкции обувь носят жители горных деревень Армении до сих пор.

    Башмакам Снежного человека Эци из альпийского города Больцано, Италия более 5300 лет, которые не так хорошо сохранились, как образец из Армении. Технологически его обувь напоминает сандалии, и они ничем не отличаются от гораздо более поздних сандалий римского легионера. Под эти сандалии Эци надевал меховые носки, утепленные сухой травой.

    Забавно, но некоторые жители теплых стран, привыкшие носить легкую обувь, во время резкого похолодания носят босоножки… с теплыми вязаными носками.

    Технологии производства обуви, плетеной из растительных волокон, были известны во всем древнем мире. Об этом говорит находка в североамериканской пещере, вблизи от городка Ламос – там был обнаружен целый склад из трехсот пар плетеной из травы обуви, их возраст по утверждению американских ученых – более 9000 лет. Такие же сандалии плетут аборигены Навахо до сих пор.

    Благодаря этим примерам мы видим преемственность обувных технологий из прошлого в настоящее. А таких примеров много – Япония, Китай, Месопотамия, Израиль, Египет

    Древний Восток

    Об обуви Древнего Египта, благодаря сухому климату и находкам в пирамидах, известно довольно много фактов. Египтяне носили сандалии из папируса, которые как две капли воды походят на современные сланцы – вьетнамки, поистине, все новое – это то, что люди смогли вынести из прошлого. Более того, из папируса плели туфли, близкие к современным – шлепанцы, как без задников, так и с ремешками для фиксации на ноге. Из Древнего Египта идет также традиция разуваться перед входом в дом.

    Изготовление крепкой обуви из мягких и хрупких стеблей папируса были связаны с большими трудозатратами, и поэтому стоили очень дорого. По словам Геродота, стоимость сандалий для фараона могла быть сопоставима со стоимостью содержания целого города

    У жителей Древней Месопотамии были сандалии с задником, и сапоги, очень похожие на современные.

    Древние Израильтяне изготавливали свою обувь из выделанных кож, болотного тростника, овечьей шерсти и дерева. Основные типы той обуви — сандалии из кожи и тростника, закрытые башмаки (закрывавшие ступню до лодыжки, на каблуках и со шнурками), а военные люди и путники носили сапоги в высоким голенищем. В каблуках древне-израильской обуви имелись специальные выемки, в которых носили глиняные бутылочки с благовониями, что было признаком достатка. Существовало много правил приличия, связанных использованием обуви. Ходить без обуви считалось верхом неприличия. Обувь снимали в особо важных , торжественных случаях - при входе в храм, при приеме важных гостей, в суде или при продаже дома. В Ветхом Завете описано множество случаев употребления обуви

    Античные времена

    В Элладе изготавливали традиционные греческие сандалии с перекрещивающимися ремешками от ступни до щиколотки и выше, делали туфли с задником, первые женские сапоги со шнурками, персикаи - мягкие кожаные сапоги - чулки, а так же эндромиды — сапожки с открытым носком – все то, что является модной летней обувью до сих пор – а ведь им уже несколько тысяч лет.

    Самым важным изобретением древних греков стало создание парной обуви – была придумана обувь отдельно на левую и правую ногу. К этому общепринятому сегодня конструкционному решению люди не могли прийти несколько тысячелетий. По преданию, это изобретение помогли сделать гетеры. Они просили обувщиков набивать на подошвы гвоздики, чтобы из следов получалась надпись, приглашающая следовать за ними – это была своеобразная реклама

    Актёры в античных театрах использовали котурны (гречес. kothornos, латин. cothurnus - обозначает как высокий сапог, так и трагедию, трагический стиль) — обувь на высокой платформе. Игравшие богов и героев надевали котурны, увеличивая свой рост. Древние греки давно заметили, что высокая платформа добавляет походке и осанке величия и изящности. Поэтому платформа быстро нашла свое место в гардеробе римских императоров, и стала пользоваться большой популярностью у античных модниц

    Обувать котурны - calzare il coturno (итал.) — иносказательно писать трагедии и быть трагическим актёром

    Встал на котурны — говорят о человеке, который ведет себя напыщенно, чванливо

    Древний Рим

    В Древнем Риме обувь была еще более разнообразной – поскольку это была огромная империя, то обувная римская мода впитала в себя традиции обувного производства со всей Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки: calceus — закрытые башмаки на шнурках , летние solea — состоящие из подошвы и ремешков, soleae ligneae – сандалии на деревянной подошве, socci (soccus лат. - комедия)— плетеная веревочная обувь , в Риме ее носили женщины, щеголи и комические актёры. Солдаты носили сандалии caligae – башмаки с прочной шипастой подошвой. Именно из-за caligae римский император Калигула приобрел свое имя. Уже тогда начали формироваться правила поведения, которые были связаны с обувью – например, в Италии до сих пор находиться в общественных местах, если на вас открытая обувь, неприемлемо. Женщины в Риме носили белую обувь, мужчины – черную. Обувь для торжественных случаев была пурпурной, и украшалась драгоценными камнями, жемчугом и золотом. Патриции носили обувь с четырьмя ремнями, простолюдины – с одним

    Скифские народы, древнее население юга России, носили невысокие сапоги из мягкой выделанной кожи. Это был кожаный чулок на войлочной подкладке, обтягивавший ногу до икры, и закрепленный кожаными ремешками или шнурками. Верхний край чулок украшали лоскутный орнамент и вышивка. Примечательно, что скифы украшали даже подошву сапог – вышивали их бисером. Женская обувь была красного цвета с узорчатой вышивкой, по голенищу шла шерстяная манжета, украшенная аппликациями. 

    Скифы так же использовали и войлочную обувь, украшая ее вышивкой и бисером

    Средневековая обувь

    В Средние века классическим сандалиям Европа предпочла длинноносые туфли – пулены (poulaines — нос корабля). Пулены носили знатные особы, и чем длиннее носы были у туфель, тем значительнее в глазах современников выглядел владелец этих туфлей. Началось даже соперничество, у кого носы туфель длиннее, и пулены достигали поистине гигантских размеров в длину. Некоторые модники привязывали носки ботинок к коленям завязками с бубенцами, или носили специальные деревянные сабо с длинными носами. Наконец, французскому королю Филиппу IV Красивому пришлось издать указ, регламентирующий длину туфель. Оттуда и пошла фраза «жить на широкую ногу»

    Эпоха Возрождения и Реформация

    В 15 веке жизнь модников значительно облегчилась, обувь стала более широкой и короткой, и назывались "охзен" – бычьи морды и кухмаулер (kuhmauler) - коровьи морды. Носки таких туфель достигали 16 см в ширину. Чем сильнее расширялась передняя часть туфлей, тем уже становилась задняя, и в начале 16 столетия обувь стала такой мелкой, что ее приходилось привязывать к ноге специальными завязками. Обувь была кожаной или бархатной, шилась из шелков и шерсти разнообразных цветов. Мыски туфлей украшали вырезы, а для пущего изящества сапожники приколачивали к обуви деревянные каблуки. Женские туфельки этого времени были нейтральными – правила хорошего тона запрещали женщинам выставлять напоказ даже кончики туфель. В конце 16 века в моду вошли высокие мягкие сапоги из замши и кожи, это была сугубо мужская обувь, и надевали ее охотники и наездники

    Обувь эпохи барокко и классицизма

    Между 17 и 18 веками юбки дам сильно укоротились, и сапожникам добавилось работы. Женщины перестали носить грубую мужскую обувь, и потребовались новые изящные туфли - парчовые, бархатные и шелковые. Подошва и каблуки стали выше, обувь красивее, и ее старались показать всем. Наиболее высокими каблуки и подошвы стали при Людовике XIV в 17 веке – король был маленького роста, и хотел казаться выше. Каблуки красили в красный цвет, и эта эпоха даже называется Эпохой Красных каблуков. На туфлях - даже на мужских - были огромные шелковые банты. Для повседневного гардероба использовались ботфорты – высокие сапоги с широкими голенищами. Их одевали с канонами – короткими штанишками с кружевами. Кавалеры носили шпоры – даже если были без коня. В европейских деревнях носят сабо из дерева

    Обувь эпохи просвещения

    В 18 веке снова в моде острый нос, а в начале 19 века появляются первые оксфорды – кожаные туфли классического типа. Эти туфли впервые появились в Шотландии, там же появились и первые броги – оксфорды с дырочками. Дело в том, что эти теперь официальные ботинки сначала носили шотландские крестьяне. Они и придумали делать на оксфордах (тогда они назывались Balmoral) отверстия для вентиляции. Все современные мужские классические туфли восходят к этой обуви.

    Современная обувь.

    Двадцатый век подарил развивающемуся обувному делу ассиметричные обувные стельки, которые стали повторять очертания стопы. В двадцатые годы в моде снова сандалии, в послевоенные годы дизайнеры пытаются снизить стоимость обуви, используя войлок, парусину, кирзу, резину. Так же, как и в прошлом, обувь показывала социальный статус владельца – у аристократов были в моде узкие туфли, рабочие и сельские жители носили сапоги и ботинки.

    Наибольшее развитие в 20 столетии получила женская обувная мода – в ней использовался весь богатейший опыт предыдущих поколений. В женской современной обуви смешались все стили и направления, от классики до деревянных сабо, от греческих и римских сандалий и котурнов до скифских и сирийских сапог. И весь этот огромный обувной мир брошен к ногам современных модниц.

    Автор: Andrey Kupchinskiy, [email protected]

    obuv-i-sumki.ru

    Полная история обуви. Где, когда появилась, как развивалась.

    28 тысяч лет до нашей эры

    Абсолютной гарантии, что всё обстояло именно так, у нас, конечно, нет, но мы можем с уверенностью говорить, что привычка ходить в обуви появилась у людей около 30 тысяч лет тому назад. Об этом красноречиво свидетельствует изменение формы мизинцев ног, которое начало наблюдаться именно с этого времени.

    5 тысяч лет до нашей эры

    Примерно к 5 тысячелетию до нашей эры человечество начало свою обувь шить, используя в качестве материалов всё те же шкуры, лыка и сухожилия, а в качестве инструмента – кремниевые ножи и костяные шила. Внешне изделия древнейших мастеров немного напоминали современные мокасины.

    3 тысячи лет до нашей эры

    Картина кардинально изменилась тогда, когда центр цивилизации сместился южнее. Жаркий климат Древнего Египта подталкивал его жителей к тому, чтобы обуться во что-то полегче. У подданных фараонов распространение получили сандалии.

    Подошву древнеегипетских сандалиев изготовляли из пальмовых листьев, папируса или сандалового дерева (от которого сандалии и получили своё название) и крепили к ней ремешки, удерживающие подошву на стопе. Именно в этот момент обувь начала выполнять не только утилитарную, но и представительскую функцию.

    Если уделом простонародья были грубые образцы с кожаной стелькой, то знать носила сандалии из дорогой тиснёной кожи, а под ступню подкладывались сафьяновые подкладки. На подобных сандалиях зачастую изображались связанные нубийцы и хетты. Таким образом, верхушка египетского общества как бы попирала при ходьбе своих исторических врагов. О гендерном равноправии в ту эпоху никто не думал, и женщины, включая жён фараона, ходили босиком.

    2 тысячи лет до нашей эры

    Греки усовершенствовали египетское изобретение.

    • Во-первых, они разработали специальные сандалии на массивной (шириной в ладонь) платформе. Такие сандалии использовались актёрами в театре, чтобы визуально увеличить некоторых персонажей.
    • Во-вторых, они задумались о гибкости ступни и начали изготавливать составные подошвы сандалий из нескольких подвижно соединённых частей.
    • В-третьих, не стоит забывать, что Греция – не Египет, на родине философии и олимпиады иногда выпадает снег. В греческом обиходе появились эндомины – ожаные сапоги на шнуровке.

    Вот тут античные дизайнеры разгулялись! Некоторые эндомины украшались резными костяными пластинами, некоторые – чеканными металлическими бляшками, существовали модели, оставляющие пальцы ног открытыми, а полностью закрытые эндомины зачастую оторачивались мехом.

    Низшее сословие использовало в быту или обычные сандалии или эмбады – просторные грубо сшитые башмаки на шнуровке из воловьей кожи или войлока. В отличие от египтянок, гречанки добились права ходить обутыми наравне с мужчинами. Быть может, сказалось влияние демократии, а может, сыграла свою роль знаменитая сварливость ахейских женщин.

    Дальние предки славян – скифы в это время начали использовать сапоги из мягкой кожи. Носили их как женщины, так и мужчины, заправляя в подобную обувь цветные шаровары. Традиционно скифские сапоги были «мозаичные» — шились из большого количества кожаных и меховых лоскутков и крепились на ноге ремнями. Под кожу поддевались войлочные чулки.

    Богатое убранство подошв скифской обуви свидетельствует о «азиатской» привычке этого народа сидеть ступнями наружу.

    I век

    Римляне привнесли в дело развития мировой обувной индустрии три существенных изобретения.

    • Во-первых, они начали подкладывать под шнуровку язычок. Этот элемент, который изначально был создан с сугубо утилитарной целью, быстро приобрёл ещё и декоративное значение. Язычки стали иногда делать чрезвычайно длинными и свисающими поверх шнуровок.
    • Во-вторых, римляне первыми вводят в обиход каблук. В те времена эта деталь изготовлялась из дерева. По легенде, римские куртизанки заказывали себе каблуки, оставляющие отпечаток с надписью: «Следуй за мной».
    • В-третьих, римляне были первыми, кто начали изготавливать «шиповки». Калиги – армейские шипованные сандалии стали символом римского солдата наряду со специализированным военным поясом – балетусом.

    Само собой понятно, что знатные римляне желали выделиться. В этот период допустимые фасоны обуви для каждого сословия определялись законодательно. А особый интерес представляло то, что было на ногах патрицианок – матерчатые изделия в виде перчаток. Фактически это были носки. К слову, подобные носки вновь вошли в моду в начале 21-го века – ничто не ново под луной!

    Варвары, погубившие Римскую Империю, слыли людьми простыми и практичными. Они носили удобные мягкие кожаные сапоги и туфли с ремнями, крепящимися чуть выше щиколоток. Украшались эти конструкции пуговицами и большими отворотами, за которыми удобно было прятать хорошо отточенный нож.

    XI век

    Зачастую поверх сапог надевались шерстяные гамаши. К 11 веку в обиход входят мягкие сапоги с высоким голенищем и женские туфли с острыми носами, крепящиеся ремнями к голени.

    XIV век

    Впрочем, время шло, варварство отступало, и практичность вновь уступила место вычурности. По преданию граф Анжуйский, страдавший большим наростом на пальце ноги, начал носить обувь, существенно превосходящую естественный размер его обуви. За популярным графом последовали подражатели, не имеющие никаких болезней вовсе. Так в оборот вошли знаменитые остроносые башмаки «пигаши». Европа начала переживать период «готической остроконечности».

    Остроконечными были не только своды соборов, остроконечными стали головные уборы, рукава одежды, носки туфель. Последние к 14 веку доросли до абсолютно несуразных размеров, и их начали сворачивать спиралями и цепочками закреплять на башмаках, а кроме того крепить к самим башмакам бубенчики. Нетрудно догадаться, что длиной носка и количеством бубенчиков пытались обозначить уровень знатности.

    На королевских балах звучал постоянный перезвон, а чтоб не наступить случайно соседу на ногу требовалось немало старания. В итоге, французский король в 14 веке издал указ, лимитирующий длину носочной части обуви. Принцы и великие князья могли появляться в обществе, обутые в туфли с носочной частью до 75 сантиметров, именитые дворяне – до 60 сантиметров, рыцари – до 45 сантиметров, горожане – до 30 сантиметров, простолюдины – до 15 сантиметров.

    XV век

    К 15 веку стремление к длинноносым туфлям ослабло. Европейское общество ненадолго ударилось в другую крайность. Башмак начал становится всё шире, а его владельцы стали напоминать гуляющих гусей. Одновременно начинают использоваться деревянные цоколи и галоши. Их использование обусловила всё большая скученность городской жизни и, как следствие, всё более ужасающая грязь в городах Европы. Кроме того, женщины Эпохи возрождения преимущественно носили длинные платья и тапочки, которые не являлись водонепроницаемыми.

    Помимо гигиенических нужд милые дамы использовали подобные деревянные платформы с целью увеличения собственного роста. По этой причине платформы модниц порой достигала полуметра.

    В Англии даже пришлось ввести специальный закон, в соответствии с которым брак мог быть расторгнут в том случае, когда удавалось доказать, что невеста сфальсифицировала свой рост.

    XVI век

    В 16 веке в обиход входит корк (пробковое дерево). Это вызывает бум каблуков, применяемых при производстве женской обуви. Пробку располагали под подошвой из кожи, поднимая пятку. До этого момента каблуки были атрибутом лишь мужского костюма, что было сопряжено с верховой ездой и необходимость располагать ногу в стремени.

    XVIII век

    В конце 18-го века появляется лакированная кожа. Это позволило существенно расширить цветовую гамму обуви. Первоначально лакированная кожа использовалась только для женской обуви, но к 19 веку лакированные туфли начинают носить и мужчины. Кроме того, к этому времени начинают отдельно производить обувь на левую и правую ногу. В настоящий момент это может показаться невероятной дикостью, но до 19-го века обувь шилась «на прямую канорку». Даже тяжело себе представить - какое это могло вызывать количество мозолей у наших предков!

    XIX век

    В 19-м веке человечество изобрело каучук и швейную машину. Фактически с этого момента производство обуви было поставлено на поток. В это же время отверстия для шнурков стали снабжаться металлическими пистонами. И произошло всё это невероятно вовремя! Новая индустрия как раз успела обуть миллионы солдат перед тем, как они отправились умирать на поля Первой мировой войны. Классические сапоги с высокими голенищами и привычные для нас армейские ботинки – детища именно этого времени.

    50-е годы

    50-е годы дарят женским ногам каблук–стилет. Кожа в это время начинает заменяться синтетическими материалами, натуральность в тот период никого не волновала. Прослеживалось стремление к броским, «неприродным» цветам.

    70-е годы

    В 70-е годы в моду вошла бижутерия, послужившая средством украшения женской обуви. А в 1976 году в СССР впервые на немецком оборудовании была произведена обувь на литой подошве. Такая основа использовалась для производства сапог-дутиков, обладавших поистине «космическим» дизайном. Когда подобные сапоги дополнялись «дутыми» куртками, шапками и даже перчатками, обладатель подобного гардероба начинал напоминать Юрия Гагарина. В стране хронического дефицита за упомянутыми вещами вырастали громадные очереди.

    Альтернативой «дутикам» были «буратины» — узконосые сапоги, обильно покрытые заклёпками. От «буратин» веяло чем-то запретным и западным, их носитель принимал облик байкера, ковбоя и рок-музыканта одновременно. Стоила такая обувь непомерно дорого, но при появлении в продаже мгновенно раскупалась.

    80-е годы

    80-е годы 20-го века принесли новации в сфере спортивной обуви. В спортивные ортопедические подошвы научились добавлять воздух, что позволило существенно снизить усталость ног при длительных нагрузках.

    90-е годы

    В 90-е годы компьютерные технологии, микрофибра и стрейч-ткань породили громадное количество стилей. В то же время стала более востребованной натуральность. Многие потребители вернулись к естественным материалам.

    Основной тенденцией «нулевых» большинство специалистов считают обращение к «этнике». В частности, именно в это время в моду входят унты и угги.

    lacode.ru

    ТУФЛИ | значение | Словарь иностранных слов

    Словарь иностранных слов

    туфель {не: туфлей}, ед. туфля {не: туфляи не: туфель, м.}, и, ж.

    Обувь, закрывающая ногу не выше щиколотки. Туфельки - уменьш. к т. Туфельный - относящийся к туфлям.

    Что такое ТУФЛИ, ТУФЛИ это, значение слова ТУФЛИ, происхождение (этимология) ТУФЛИ, синонимы к ТУФЛИ, парадигма (формы слова) ТУФЛИ в других словарях

    ► парадигма, формы слова ТУФЛИ - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

    ту́фли,

    ту́фель,

    ту́флям,

    ту́фли,

    ту́флями,

    ту́флях

    ► ТУФЛИ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

    ту́фли

    мн.

    Обувь, закрывающая ногу не выше щиколотки.

    ► ТУФЛИ - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

    ТУ́ФЛИ, туфель, туфлям, ед. ч. туфля, -и, ж. Обувь, закрывающая ногу не выше щиколотки. Дамские, мужские, детские, спортивные т.

    | уменьш. туфельки, лек, ед. ч. туфелька, -и, ж.

    | прил. туфельный, -ая, -ое.

    ► ТУФЛИ - Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка

    ТУ́ФЛИ, туфель, туфлям, ед. туфля (туфля ·неправ.), туфли, ·жен. (см. тж туфель) (от ·итал. pantofola). Род обуви, закрывающей ногу не выше щиколотки. Домашние туфли (мягкие). Теннисные туфли (без каблуков, с ровной подошвой). Лакированные туфли. Закрытые туфли (закрывающие подъем ноги, ант. открытые). Кожаные туфли. Парусиновые туфли.

    ► ТУФЛИ - Малый академический словарь русского языка

    -фель, -флям, мн. (ед. туфля, -и, ж. и прост. туфель, -фля, м.).

    Род обуви, закрывающей ногу не выше щиколотки.

    Туфли без каблука. Домашние туфли. Лаковые туфли.

    Василий Иванович суетливо пошел вперед, шаркая и шлепая стоптанными туфлями. Тургенев, Отцы и дети.

    ► ТУФЛИ - Сборный словарь иностранных слов русского языкаТУФЛИ

    легкая обувь, прикрывающая лишь боковые части ступни и пальцы, часто без каблука.

    (Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)

    ► синонимы к ТУФЛИ - Словарь русских синонимов 4

    обувь, пу-сэ, тапочки, туфля, чувяки

    dicipedia.com