Дарья ДОЛГОВА. Туфли турецкого султана. Рассказ. Туфли султана


Турецкий костюм в Османской империи

В середине XV в., когда турецкий султан Мехмед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности. Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.

Мужской костюм

Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер. Более длинная куртка надевалась поверх камзола.Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.

слева: шелковый верхний кафтан и шаровары, тюрбан

справа: турецкий кафтан с ложными рукавами, подпоясанный кушаком

турецкий костюм Османской империи
Женский костюм

Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.Считалось, что по повелению самого пророка Мухаммеда женщины, кроме старух, не должны никому, кроме ближайших родных, показывать свое лицо и ноги. Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз. Женщины также носили шапочки с прикрепленной к ним черной вуалью, закрывавшей все лицо до подбородка.

На мужчине: турецкий кафтан с золотым орнаментом, остроносые туфли.

На женщине: верхний распашной кафтан, шаровары, чадра с тонким покрывалом

турецкий национальный мужской и женский костюм
Обувь

Мужчины носили башмаки с загнутыми носками и широкие полусапоги. Их шили из толстого красного сафьяна. Дома мужчины носили легкие туфли из желтого сафьяна.Женская обувь была похожа на мужскую. Дома турчанки также носили мягкие туфли из желтого сафьяна или деревянные подошвы с завязками. Выходя на улицу, надевали красные сафьяновые башмаки или полусапожки на высоких каблуках с металлической отделкой.

Прически и головные уборы

Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета).Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Количество перьев было строго определено. В XVI в. султан носил на своем тюрбане три пера, усыпанные бриллиантами; у великого визиря было два пера, а у других сановников — по одному.Во время правления Мехмеда II стал модным тюрбан, обвернутый белым муслином. В 1583 г. был издан указ, по которому устанавливались его различные виды в зависимости от сословной принадлежности и звания.Еще с XIV в., со времен Османа I, мусульмане брили голову так, чтобы на макушке оставалась небольшая прядь. Поэтому под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес». Когда дома тюрбан снимали, фес оставляли на голове: ходить с непокрытой головой было не принято.Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.Янычары носили разнообразные перьевые папахи, а также высокие головные уборы с султаном из перьев или высокие шапки, верхняя часть которых падала на спину в виде рукава. Последние имели символическое значение: память о том, как однажды святой дервиш благословил начальника янычар, учредившего это войско, возложив ему на голову свой рукав.

турецкий военный головной убор с султаном

турецкий военный головной убор с султаном

Головные покрывала защищали турок от насекомых.Борода считалась лучшим украшением мужчины, и потому за ней тщательно ухаживали. Существовали строгие предписания, определявшие ее форму.В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи. Выглядели они очень нарядно: их украшали лентами, бантами, а богатые женщины — драгоценными камнями, золотом, жемчугом, перьями. Женщины также носили на голове шали.Дома турчанки ходили с распущенным волосами, перехватывая их лентой, а выходя на улицу, заплетали их в косы и надевали сверху головной убор. В косы вплетались различные украшения.

Украшения и косметика

Турецкие женщины с удовольствием пользовались косметикой. Они белились и румянились, натирались различными благовониями и маслами, красили в красный цвет ногти и пальцы, чернили брови и ресницы краской, которую делали из сажи. Некоторые турчанки украшали лоб мушками. Иногда, по древнеарабскому обычаю, наносили себе на руки и грудь татуировку.Драгоценные украшения турчанок также были разнообразными. Они носили серьги, кольца, ожерелья, ножные и ручные браслеты, подвески, аграфы с драгоценными камнями, плоские шапочки, вычеканенные из золота и серебра, веера из расшитого узорами шелка или из перьев.Богатые турки также любили украшения, но со времен Сулеймана II мужчины носят только серебряные перстни, оправленный в серебро кинжал и четки из 99 бусин (по числу имен Аллаха). У тех, кто имел право носить оружие, костюм дополнялся саблей. За пояс турки клали носовые платки.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

mir-kostuma.com

Дарья ДОЛГОВА. Туфли турецкого султана. Рассказ- Яррег

Дарья ДОЛГОВА

Родилась в 1992 г. в Саратове. С 1993 г. живёт в Ярославле.

Занималась тележурналистикой в студии детского телевидения «Пять с плюсом» при ГТРК «Ярославия».

В 2013 г. окончила ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Проза публиковалась в коллективном сборнике «Замороженное солнце» (2012).

Работает в одном из ярославских информационных агентств.

© Д. А. Долгова, 2013

 

Туфли турецкого султана

Рассказ

День первый

Вечерний ливень напоминал о себе расплывчатыми кляксами,уныло стекающими по тёмным стенам подвала. Влажная зат-хлость стояла в воздухе. В узкие прямоугольные окна, задрапи-рованные целлофановыми обрезками, бился холодный ветер.Ида сидела в углу. В узком конусе бледного света были видны еёколенки, сплошь в синяках и ссадинах, и пухлая книжка в руках. Настёршейся обложке едва можно было различить название: «ИсторияВсесоюзной Коммунистической партии». Взгляд девочки рассеянноблуждал по странице, пока она не поняла, что вглядывается в одну и туже строку уже несколько минут. Медленно, будто боясь сделать книж-ке больно, она положила её на отсыревший пол и на цыпочках подошлак окну. Тускло-унылое небо и силуэт обгоревшего дерева — это всё,что было видно с высоты Идиного роста. Девочка подошла вплотную кстене, приложила ухо к влажному бетону.

Где-то вдалеке слышно было мычание коров, скрип повозок, неуверенные шаги попустынной улице. Но вот неровное шарканье переросло в мерную дробь, и в дальнем кон-це улицы показались колонны. Солдаты шли ровно, звук трубы эхом отдавался в полусы-рых подвальных стенах. Eins-Zwei! Eins-Zwei! Эсэсовцы остановились, пропуская тяжё-лый грузовик, кузов которого был плотно обтянут серым брезентом.Таких красивых мужчин Ида не видела никогда. Она стояла, прикованная к окну,и пыталась сквозь кустарник разглядеть рубленые черты лица, белесые волосы, выби-вающиеся из-под помятых касок… Замыкал колонну совсем молоденький солдат. Остроочерченный нос и нелепый рваный шрам на левой щеке. Она смотрела на него, смотрела,но не видела в его лице ничего опасного. Он был больше похож на заморского принца,странствующего в поисках прекрасной принцессы, а не на убийцу. А принц — он ведьхороший, добрый, ему не нужны винтовки и гранаты. Он не мог, просто не мог забрать еёотца, её друзей, соседей!Шея затекла от неудобного положения, сводило ступни, но Ида будто приросла к шер-шавому полу. Труба зазвучала снова. Колонна ритмичным, чётко отработанным шагомдвинулась в сторону берега. Не отрываясь, вглядывалась Ида в уходящего принца, всемисилами стараясь запомнить каждую его черту.Как только последний солдат скрылся из виду и осела пыль, поднятая грубыми са-погами, всхлипнула и открылась тяжёлая деревянная дверь. Девочка вздрогнула и от-прянула в тень. В проходе стояла мама с миской, доверху наполненной ароматной шелко-вицей.— Этот отряд ушёл, второй придёт к вечеру — сказала она шёпотом, подзывая доч-ку к себе и вручая ей, как победный флаг, миску. Белую, со светло-синим рисунком покраю. — Поешь и посиди тут ещё часок, а потом выйдешь, хорошо?Девочка кивнула.— Что тебе Марина дала сегодня почитать?— Историю нашей партии. Мама, принеси свечку, пожалуйста, мне темно читать, —попросила Ида виноватым голосом.— Чуть попозже, хорошо? Мне нужно уйти ненадолго, — она погладила светлые во-лосы дочки. — Вызывают к старосте.— По поводу папы? — Девочка схватила мать за руку. — Ты только не говори ниче-го! Не говори, почему его забрали! И не переживай за меня, я не выйду из подвала!Честно!— Какая ты у меня умница. Читай, учись, из тебя получится хороший учёный.Дверь тяжело закрылась. Темнота идущих с моря туч растворила последние отблескисвета.Бомбили порт.

 

День после первого

Как только с фронта приходили известия о новых войсках, вступающих в Таганрог,открывалась дверь подвала. Второй раз она распахивалась уже к ночи, а порой и на сле-дующее утро. И можно было вдохнуть холодный, бодряще-солёный воздух, ещё не за-хламленный порохом и дымом.…Пригнувшись к земле, постоянно оглядываясь, они пробирались через огородык маленькому серому дому, в цоколе которого скрытый от глаз кустарниками темнелподвал. Шёл уже второй год оккупации, а соседи все ещё не доносили немцам о суще-ствовании маленькой девочки Иды, проводящей своё детство в подвале большевичкиМарины.Днём, когда солнце нещадно пожирает город своими лучами, Идин подвал залит ме-довыми красками. И для того чтобы читать, не нужна свечка! Можно просто сидеть, при-жавшись спиной к холодной в любую погоду стене, мечтать о путешествиях РобинзонаКрузо, о полях, о хуторе Гремячий Лог… Каждый раз большевичка Марина приносилаИде новые книжки. И неважно, о чём они были написаны, девочка читала их взахлёб.Вот и сейчас она сидела на сложенном втрое выцветшем одеяле, рассматривая обложкукниги Гладкова.У окна послышались шаги. Девочка вскочила, прижав книгу к груди, и ступила втень. Сердце прыгало, больно ударяя о рёбра. Рядом с проржавевшей решёткой она уви-дела знакомые загнутые носы туфель — Марина рассказывала, что такие раньше носилисултаны в Турции — и с облегчением вышла на свет.— Ида! Мама твоя сказала, что ты здесь! — послышался высокий голос Марины, итут же в окне показалась её кудрявая голова. — На, возьми, я нашла сказки. Ты любишьсказки о принцах?— Спасибо, Марина! Все девочки любят сказки! — улыбнулась затворница.— А историю нашей партии ты прочитала? Будешь потом комсомолкой! — под-мигнула ей большевичка. — Я, знаешь, что подумала… Давай, мы будем называть тебяЛидой?— Но ведь это не моё имя! И оно некрасивое… — Ида покачала головой.— Зато русское. Тебе же только безопаснее будет! — Задор в лице Марины враз ис-парился. — Послушай, пока тебя спасают только цвет твоих волос и мой подвал. Не уп-рямься!Ида нехотя кивнула.— Никаких новостей нет? Когда придёт отряд? Варька с мамой нашлись?— Не думай об этом, пусть взрослые думают. Хорошо? — Марина снова улыбну-лась. — Говорят, что пока никто больше не придёт. Остаются только местные. Так что,Лидка, не переживай, скоро выйдешь, и Варьку вместе пойдём искать! А там и победим,а? Кстати, это тебе! — она просунула в окно руку, в которой лежал большой красный мя-тый с боков помидор. — Только что с грядки!— Спасибо! — девочка аккуратно взяла трофей.— Ешь. А я пойду, попробую разведать, что да как! — махнула ей рукой Марина.— Будьте осторожней! — не выдержала Ида, но большевичка уже не слышала её.Слова нелепо повисли в разморённом воздухе, отдаваясь от глухих стен тихим эхом.Ида посмотрела в залитое светом пространство и уверенным, твёрдым голосом ска-зала невидимому собеседнику:— И все равно я — Ида.Помолчав немного, она села на прежнее место и, подставив ветхие страницы солнцу,начала читать: «Отгремели громы гражданской войны…»Внезапно раздался грохот. Загремели башмаки, и мимо окна засновали ноги вкирзовых сапогах. «Vonstatten! Vonstatten!» — прогремел лязгающий голос. Ида, тиховсхлипывая, вжалась в стену. Помидор покатился по промокшему полу. Гомон на улицене смолкал. Эта сцена была ей уже знакома, и только один вопрос мучил: кого на этот раз?Воздух прорезал жуткий, режущий барабанные перепонки крик. Потом всёстихло.Прошло около получаса, прежде чем Ида подошла к окну. Её трясло, разноцветныемушки плавали перед глазами, руки не слушались, а ноги зудели, будто их кто-то набилстекловатой. Окно перечёркнуто знакомым силуэтом обгоревшего дерева, залитым ба-гряным солнечным светом.Поборов противный, липнущий к рукам страх, она подошла к двери и что есть силыпотянула за ручку. Дверь со скрипом поддалась.Ветер ударил ей в лицо, взлохматил волосы, пробежал меж босых пальцев ног. Огля-дев пустынное поле, девочка ползком двинулась по грядкам, задевая спелые, растрескав-шиеся на жаре помидоры. Их свежий запах увязался за ней, цепляя и щекоча пятки. Невытерпела: схватила руками, измазанными в черноземе, огромный красный помидор и снаслаждением откусила сладкую мякоть.Покончив с помидором, она ползком добралась до своей калитки и заглянула в щельмежду заборными досками. Двор был пуст. Протиснувшись внутрь, она потеряла равно-весие и с грохотом врезалась в стоящую рядом баррикаду из пустых вёдер.— Ида! — раздался взволнованный голос. Из сеней выбежала мама. — Ты что здесьделаешь? Почему руки красные?— Мама, ты жива?! Мам, я слышала, что они приходили! Кого-то забрали? — тарато-рила девочка.— Не знаю, доча! Быстрее в дом, быстрее! — они забежали в полутёмные сени и за-двинули чугунный замок на входной двери.Ида сидела на кухне. Книжки не лезли в голову. Да и читать уже надоело. Она смотре-ла в окно, в котором плескалось грязное море, забитое военными кораблями, и виднелсякрай берега, заставленный палатками. Бегали солдаты, что-то кричали, перетаскиваямешки в лодки.Перед ней стояла белая миска, на дне которой уютно покоились несколько шелковиц.Мать подметала пол растрепанным веником.— Не грусти, Лидусь. Сейчас наша большевичка придёт, книжек принесёт! — с на-тянутой улыбкой проговорила она. — Хочешь компоту?— Мам, почему Марина нам помогает и меня не выдаёт? Большевики же нас нена-видят! — выпалила Ида.— Тихо! Не смей так говорить! — мать застыла в полусогнутом положении. Потомвыпрямилась, бросила быстрый взгляд на окна, швырнула веник в угол и присела рядомс дочкой.— Об этом говорить нельзя, я сто раз тебе напоминала! А Марина… Они с му-жем тебя очень любят. Смотри, ты же замечательная девочка — книжки читаешь, кра-савица вон какая растёшь. Если человек хороший, то и не важно, какая в нем кровь.Верно?— Наверное… А почему тогда немцы нас не любят, если мы хорошие люди?— Нечего ненужные разговоры заводить. Я уже два года тебе объясняю, что к чему, аты упрямишься… — мама взяла со дна миски ягодку и откусила половинку. — Хочешь?— Нет. А когда придёт Марина?— Да с минуты на минуту.Мама посмотрела на дочку, потом взяла веник и прошлась ещё раз по только что вы-метенному полу.

 

Следующий день

Марина так и не пришла. И её мужа нигде не было. И тетю Катю с дочкой тоже давноникто не видел. Мы с её Варькой часто во дворе гуляли раньше, когда немцев не было.А теперь стало совсем не с кем играть в «партизанок».Мне разрешили не возвращаться в подвал — остаться дома, потому что в городе ста-ло тихо. Мама принесла из подвала мне все книжки. Я уже прочитала их. А наших боль-шевиков никто не видел, и новые книжки они больше не приносили. И мы с мамой ре-шили пойти и поискать наших большевиков. Может, они куда-то уехали и оставили намзаписку?В тот день на улице было много людей. Они наконец-то смогли выйти на рынок, по-торговать молоком и творогом, поговорить друг с другом. Когда по городу не шагаютнемцы там и тут, мне хочется петь. И я с радостью запеваю:— Помню, как в памятный вечер падал платочек твой с плеч…— Ты где эту песню услышала? — обрывает меня мама.— Тётя Катя как-то раз пела.— Это взрослая песня, Лида. Не нужно её петь. И вообще петь не нужно, не накликайбеды…Почему песней можно накликать беду? Хорошая же песня… Мы идём дальше. Я мол-чу. Потому что не люблю, когда мама сердится. Мы подошли к дому, где живёт тётя Мари-на. Дверь висела как-то косо, едва держась на одной петле.— Мам, мне больно!Мама так сильно сжимала мне руку, что чуть слёзы не полились.— Пойдём поищем их ещё… Может, они успели сбежать, — сказала она, отворачива-ясь куда-то в сторону.— А в дом мы не пойдём? Ты думаешь, что именно их забрали? — я почувствовала,как что-то холодное и липкое пробежало у меня по спине.— Пойдём…Мы решили поискать наших большевиков на берегу. Шли знакомым безопасным пу-тём — через овраг. Там много колючек, и от них всегда болят ноги. Но нам же нужно най-ти тётю Марину! А ноги у меня всё равно всегда в синяках.Как русские партизаны, мы спрятались за кустарниками так, чтобы было видно глав-ные ворота тридцать первого завода. Там сидели немцы.У меня уже затекли коленки, и в них неприятно покалывало. Я хотела попроситьмаму уйти, всё равно тети Марины нигде нет, значит, нужно искать в другом месте. Чтозря сидеть? Но тут ворота открылись. Из них выехала большая машина с грязными колё-сами, на которых налипли комья земли вперемешку с травой.Из-под серого брезента в разные стороны торчали руки, ноги, тёмные лоскуты одеж-ды... Как у мягких ватных кукол… Руки и ноги мерно раскачивались, пока машина раз-ворачивалась. Из подъезда выбежал солдат, по щиколотку в грязи, подошёл к грузовикуи стал копаться в кузове. Жёсткие белесые волосы торчали из-под каски, остро очерчен-ный нос сморщился от ударившего в лицо запаха. Мой принц вытащил из-под груды телзолотую цепочку, оглянулся вокруг и быстро засунул её в карман. Отошёл, окрикнул во-дителя. Тот послушно гаркнул в ответ, машина дёрнулась и поехала. Я не могла дышатьС ноги одной из кукол съехали и свалились во взрытую землю туфли с загнутыми носами.Такие носили когда-то турецкие султаны.

 

yarreg.ru

Какой размер обуви носит самый высокий человек в мире?

Султан Кёсен — самый высокий человек в мире — недавно был замечен в обувном магазине в городке Вреден в Германии. Там он купил пару обуви, сделанную на заказ специально для него. Угадаете какого размера?

6 ФОТО

самый высокий человек в мире-1самый высокий человек в мире-1 1. Человеку, рост которого составляет 2 метра 51 сантиметр, нелегко приходится с покупкой как одежды, так и обуви. Отсутствие надлежащей обуви у таких высоких людей в крайних случаях может привести даже к ампутации конечностей. (Фото: PAP).

 

самый высокий человек в мире-2самый высокий человек в мире-2 2. Купить себе пару обуви для человека с таким размером стопы в обычном магазине не представляется возможным. Более того, обувь для «гигантов» должна сочетать в себе взаимоисключающие характеристики: быть мягче обычной и при этом более прочной, чтобы выдержать дополнительную нагрузку. (Фото: PAP).

 

самый высокий человек в мире-3самый высокий человек в мире-3 3. Поэтому Султан Кёсен приезжает из Турции в немецкий город Вреден, где ему на заказ шьют ботинки… 60-го размера. Обувная мастерская и магазин, в котором шьют специальную обувь для самых высоких людей на нашей планете, принадлежит семье Георга Весселса уже много десятилетий. (Фото: PAP).

 

самый высокий человек в мире-4самый высокий человек в мире-4 4. За последние три десятилетия Георг Весселс сделал и подарил более 500 пар обуви нуждающимся в ней очень высоким людям. (Фото: PAP).

 

самый высокий человек в мире-5самый высокий человек в мире-5 5. На фотографии (слева направо): Abdramane Dembele из Кот-д’Ивуар, рост которого 2,32 метра; Султан Кёсен; Brahim Takioullah из Марокко, рост которого 2,46 метра; и владелец обувного магазина Георг Весселс. (Фото: PAP).

 

самый высокий человек в мире-6самый высокий человек в мире-6 6. Вот в таких огромных туфлях ходит самый высокий человек в мире — Султан Кёсен. (Фото: PAP).

fullpicture.ru

Великолепный век: мода времен Сулеймана

Яркие цвета, замысловатые узоры, ослепительная парча, нежный бархат, струящийся шелк и, разумеется, драгоценности. Говоря современным языком, таковы были основные «тренды» женского гардероба Османской империи XV - XVI веков, эпохи, именуемой Великолепным веком.

Немудрено, что и 500 лет спустя этот стиль очаровывает, завораживает и восхищает. Впрочем, если подходить к вопросу объективно, восхищаемся мы не одеждой той эпохи, а ее современными интерпретациями, самая смелая из которых, пожалуй, принадлежит художникам и костюмерам сериала «Великолепный век». Костюмы его героинь не раз подвергались критике за историческую недостоверность. И это еще мягко сказано! Настоящим современницам султана Сулеймана и мечтать не приходилось о столь соблазнительных фасонах, в которых щеголяют женщины на экране.

Великолепный век: мода времен Сулеймана Домашний Простота интригует. При всей экзотичности образа одежда восточных красавиц в средние века была весьма примитивной. Портные тогда попросту не умели создавать сложных нарядов, им только предстояло постичь эту тонкую науку, совершенствуя навыки в течение, как минимум, трех веков. Пока же мужская и женская одежда не слишком отличались друг от друга. Основой гардероба была просторная, прямая рубашка. Как правило, с неглубоким v-образным вырезом или на пуговицах до пояса. Вниз женщина надевала брюки – тоже прямого и простого кроя, которые позже несколько усложнились и приобрели форму шаровар. Выходя на улицу, красавицы должны были закутываться с головы до пят, поэтому в качестве верхней одежды выступали длинные и широкие прообразы халатов, а также – чадра, закрывавшая голову до плеч, и вуаль, скрывавшая лицо. Самая большая вольность, которую они могли себе позволить, – слегка приподнять вуаль, чтобы поцеловаться, встретившись со знакомой на улице, это было предписано этикетом.

Великолепный век: мода времен СулейманаДомашний Слишком закрытые одеяния больше всего изумляли иностранцев – особенно европейцев, оказавшихся в Османской империи в то время. В путевых записках многие из них писали, что турчанки так укутываются, выходя из дома, что их при встрече часто не узнают даже собственные мужья.

Возможно, кому-то такая закрытость и покажется чрезмерной, но Восток – дело тонкое, и женский силуэт, который едва угадывается за нагромождением тканей и одежд, лишь сильнее разжигал интерес и будил воображение…

Великолепный век: мода времен Сулеймана Домашний Свобода или рабство? Интересная закономерность: чем богаче и знатнее была дама, тем более закрытым был ее уличный наряд. В то же время служанка из числа невольниц, сопровождавшая свою госпожу в баню или за покупками, как правило, вышагивала рядом в гораздо более открытом туалете и с открытым лицом. Возможно, причиной столь нелогичного, на первый взгляд, подхода был предприимчивый, но чрезмерно ревнивый нрав турецких мужчин. Рабыня-служанка была, прежде всего, дорогим товаром, которым было не грех похвастаться, а при случае – и выгодно перепродать. Супругу же, какой бы по счету она ни была  в гареме, следовало оградить от посторонних вожделенных взглядов. Закрытая одежда была и своеобразным оберегом – скрывала женщину от чужой зависти и «сглаза», которые в то время считались вполне реальной и серьезной опасностью. Кстати, отголоски средневековых суеверий дают о себе знать и сейчас – кто из нас не привозил с турецких курортов традиционный сувенир – пестрые амулеты с большим нарисованным глазом посередине – оберег от косых взглядов?

Великолепный век: мода времен СулейманаДомашний Искусство быть красивой. Классические приемы превращения в красавицу, известные любой современной женщине, в эпоху Великолепного века не работали. В распоряжении османских женщин не было ни пикантных декольте, ни облегающих фасонов, ни мини-юбок. Максимум, чем они могли «освежить» однообразное одеяние – это расшить лентами рукава или вышить на рубахе живописный узор. Самые дерзкие и отважные выбирали для себя рубашки поуже и шаровары поярче. Та, которой подобные уловки удавались лучше всего, могла претендовать на повышенное внимание мужа и определенное первенство в гареме. И это, пожалуй, все. Ведь ни у кого из посторонних не было даже возможности оценить ее старание и вкус.

Великолепный век: мода времен СулейманаДомашний Впрочем, закрытость существования вовсе не отменяла роскоши и удовольствий. Конечно, это касалось богатых и влиятельных семейств. Мужья щедро одаривали свои гаремы дорогими украшениями, а одежду себе женщины шили из самых роскошных тканей. Особую роль приобретала прическа. Не имея возможности подчеркнуть достоинства фигуры, османки тщательно ухаживали за волосами и, стремясь очаровать супруга, изысканно переплетали длинные густые пряди со сверкающими нитями драгоценностей. Самые богатые расшивали одежду нитями из золота и серебра.

Особым украшением дам из богатого сословия была маленькая шелковая шапочка. Ее расшивали золотыми монетами и оторачивали тесьмой из черного шелка. К этой тесьме и крепилась вуаль, которой женщины должны были закрывать лицо, выходя на улицу или представая по необходимости перед гостями мужа. Последнее было большой редкостью. Обычно рядом с мужчинами женщины не появлялись, оставаясь на своей половине дома. К месту встречи гостей ненадолго допускалась лишь служанка, которая подавала кушанья к столу.

Великолепный век: мода времен Сулеймана Домашний Творческий подход. Художники по костюмам, одевшие героинь «Великолепного века», непреложно соблюли единственное правило гардероба богатого семейства: все женские туалеты выполнены из очень дорогих, фактурных и ярких тканей, в числе которых преобладают шелк и бархат. Что же до фасонов – они изысканны, великолепны, безупречно подчеркивают достоинства и особенности характера и статуса героинь, но… не имеют ничего общего с исторической достоверностью. Зауженная талия, шнуровки, элементы корсета, наконец, отделка из тонкого кружева, – все это появится в дамских туалетах не раньше, чем через 300 лет.

Единственная деталь фасона, которая существовала во времена Султана Сулеймана,  это декольте. Его изобрели еще в XIV веке, при дворе Изабеллы Баварской в Бургундии. Но то была мода просвещенной Европы, и в мусульманской Османской империи декольте не могло появиться ни при каких обстоятельствах. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что глубокий вырез на груди и европейки поначалу использовали вовсе не в целях обольщения. Просто в моду вошли плотные, не слишком эластичные ткани, которые плохо облегали фигуру. А фасоны требовали максимальной обуженности лифа. В закрытом, плотном, узком платье женщине нечем было дышать, вот и пришлось обеспечивать себе свободу вдоха за счет глубокого выреза.

Великолепный век: мода времен СулейманаДомашний Османские дамы, которые не представляли себе, как и, главное, зачем нужно потуже затягивать на себе одежду, были избавлены от необходимости открывать грудь. Платья в пол, отрезные и присборенные по линии бедер тоже появились гораздо позже, не говоря уж о рукавах, верхняя часть которых напоминает «фонарик». 

Это «тренды» XIX века, до которых современницам Султана Великолепного было примерно так же далеко, как тургеневским барышням до джинсовых брючных костюмов. Но – положа руку на сердце – кого волнует историческая правда в художественном сериале, где кипят интриги и страсти, а в кадре любят и страдают, побеждают и проигрывают яркие женщины в роскошных нарядах, над которыми трудились лучшие турецкие модельеры и художники по костюмам?

Великолепный век: мода времен Сулеймана Домашний «Великолепный век» – самый дорогой за всю историю турецких сериалов, и он с лихвой оправдывает этот статус. В конце концов, как сказал когда-то классик, кино – это величайшая иллюзия. А разве иллюзия бывает достоверной?

www.domashniy.ru


Смотрите также