Руководство по велосипедной обуви для начинающих. Туфли велосипедные


Как выбрать обувь для велосипеда?

От того, в какой обуви человек «взгромождается» на велосипед, зависит многое. Например, от качества и модели обуви зависит то, насколько комфортной и безопасной будет поездка.

Обувь для велосипеда

Для многих очевиден тот факт, что мужчинам не следует пробовать управлять велосипедом, будучи обутым в классические туфли, а женщинам — в любой обуви на каблуках. Конечно, для прогулок на двухколёсном транспорте лучше подходит спортивная обувь. Однако она тоже может различаться характеристиками.

О том, как не прогадать и выбрать действительно хорошую пару ботинок для поездок на велоснаряде, мы и поговорим в этой статье.

Мнение профессионалов

Уже давно для поездок на велосипеде изобретены специальные контактные ботинки. Если раньше мнения представителей велосипедного спорта относительно того, стоит ли использовать такую обувь, разнились, то теперь спортсмены сумели прийти к консенсусу. Существование и использование такой продукции вошло в норму.

Теперь считается, что бесконтактные педали и ботинки используют только те спортсмены, которые катаются на велосипедах изредка либо сильно ограничены в средствах. Остальным же есть смысл покупать специальную обувь для поездок.

История появления

Контактная обувь появилась примерно в восьмидесятых годах минувшего столетия. Изначально такие ботинки использовали только спортсмены, ведь от комфорта и безопасности езды зависело не только их здоровье, но и репутация.

Но позже глаз на такую продукцию положили и простые обыватели. Вскоре контактная продукция поступила на простой потребительский рынок и стала доступна для приобретения простым любителям велоспорта.

Велосипедная обувь

До этого

Конечно, и до появления такой продукции спортсмены старались передавать педали как можно больше толчковой силы. Для этого использовались так называемые рамки. Это устройство, по виду напоминающее стремена. Его неудобство заключалось в слишком близкой фиксации ноги. В случае падения спортсмен даже мог повредить стопу или голень. Именно поэтому контактная обувь смогла с такой лёгкостью заменить фиксаторы.

Однако нужно отметить, что в СССР к нововведению привыкали довольно долго. Многие спортсмены, не внемля опыту коллег, продолжали использовать неудобные приспособления.

Эволюция

Производители изначально старались делать контактную обувь такой, чтобы человек чувствовал себя в ней максимально комфортно и не хотел переобуваться. Это повышало продажи. Однако, спустя двадцать лет наблюдений, изготовители поняли, что намного важнее комфорта результативность. Они стали делать продукцию такой, чтоб спортсмен мог получить максимум полезного эффекта от кручения педалей. Поэтому ботинки стали делать очень жёсткими и цепкими. Они не такие удобные, как их «предки», зато помогают велосипедистам сохранять силы и добиваться хороших результатов в заездах.

Как устроена?

Итак, как же выглядит специальная велосипедная обувь и чем она так отличается от обычных беговых кроссовок?

«Контактники» определяют несколько особенностей:

  • наличие специальных шипов, обеспечивающих хороший контакт ноги и педали;
  • негнущаяся твёрдая подошва, не позволяющая прогибаться ступне;
  • твёрдый задник, удерживающий щиколотку;
  • как можно меньший вес, чтобы нога не уставала.

Из чего делается?

Материалы, из которых делаются такие ботинки, должны быть прочными и долговечными. Особенно это касается подошвы. Она не должна со временем становиться мягче.

Между протектором и стелькой подошвы устанавливается дополнительная силовая прокладка. Она, как правило, делается из углеродного волокна или лёгкого металла.

Из твёрдых материалов часто со вставками изготавливается и задник.

На что обратить внимание при покупке?

Как ясно из вышесказанного, при покупке велообуви нужно смотреть, чтобы подошва и задник были твёрдыми. Однако существует ещё один немаловажный элемент обувной архитектуры.

Застёжки

Неудивительно, что велосипедисты не пользуются простыми шнурками или липучками. Ведь и то и другое весьма непрочно и может подвести во время длительного заезда. Однако существуют специальные спортивные изделия, которые не должны развязываться или открепляться:

  • Липучки. Это далеко не самый надёжный способ фиксации. Однако вместе с тем наличие липучек помогает снизить цену на цельный продукт. Однако липучки должны быть хорошими с плотным мягким «принимающим» слоем и длинными крючками на цепкой поверхности.
  • Храповик на тросах и лентах. Преимущества такого вида фиксации — его быстрота и надёжность. Он может выдерживать длительные нагрузки и не ослабевать хватки. Однако у храповика есть один существенный минус: он моментально выходит из строя при механическом повреждении. Из-за этого спортсмен может потерять возможность доехать до пункта назначения, не произведя замены ботинка или застёжки.
  • Спортивные шнурки. Спортивные шнурки очень надёжны. Для их изготовления используется очень крепкое плетение. Однако шнурки могут развязываться. Поэтому для их дополнительного закрепления производители, как правило, используют ещё и липучки.

Обувь со шнурками и липучками

Виды ботинок

Не все велоботинки одинаковы. Они различаются в зависимости от того, спортсмен с каким уровнем квалификации будет их использовать, и от того, в каких целях будут осуществляться поездки:

  • Если цель поездок на велосипеде — простая прогулка, отлично подойдут туристические ботинки. Они прекрасно поддерживают ногу во время длительных, но неспешных поездок. Кроме того, в таких велоботинках удобно ходить. Стоят они весьма недорого по сравнению с профессиональными моделями.
  • Спортивная велообувь. Такую продукцию создают специально для спортсменов с учётом их профессиональных потребностей. Такие ботинки хорошо выдерживают интенсивные скоростные поездки. Однако в них, как правило, не очень удобно передвигаться пешком.
  • Зимняя обувь. Обувь с утеплителем. Профессиональные велоботинки редко делают утеплёнными, поэтому о такой обуви чаще говорят как о разновидности туристической.

Виды туристической обуви

Каждый вид велообуви подразделяется ещё на некоторые подвиды. Например, туристическая продукция бывает

  • универсальной;
  • сандальной.

К универсальному типу относятся зимние и летние закрытые ботинки. К сандальным — ботинки с открытым носком и иногда пяткой.

Важно при выборе велосандалей не прогадать с размером. Нога не должна выглядывать за пределы подошвы. Но и пустого места на стельке тоже оставаться не должно.

Виды спортивной обуви

Разновидностей спортивной обуви больше, чем туристической. Каждый тип выделяется в зависимости от того, в какой конкретной спортивной дисциплине желает проявить себя спортсмен.

  • Шоссе. Велогонщик, который передвигается по шоссе, должен приобрести лёгкую контактную шоссейную обувь для велосипеда. Верх у таких ботинок лёгкий и позволяет ноге дышать и проветриваться. Подошва очень твёрдая. Передвигаться пешком на такой подошве практически невозможно.
  • Даунхилл и триал. Так как в этих видах спорта всё реже используются контактные педали, то и специальную контактную обувь для занятий триалом или даунхиллом найти трудно. Ясно одно: рисунок протектора должен быть неглубоким. Чаще спортсмены сами вырезают его под конкретный байк на мягкой подошве кроссовок.
  • Кросс-кантри. Твёрдая подошва. Спереди рисунок протектора особо выражен. Это помогает не терять сцепления с педалью во время подъёмов на вершины. Спортсмены, привыкшие на байках покорять высоты, должны выбирать велотуфли, у которых на носке шипы чуть длиннее, чем на середине подошвы.
  • Прогулка. Если вы привыкли подолгу прогуливаться на велосипеде, можете приобрести специальные прогулочные велотуфли. У них не такой бугристый протектор, но присутствует паз для педали.

Особенности зимнего катания

Если вы выбираете контактную обувь, чтобы кататься на велосипеде зимой, будьте готовы к сложностям. Дело в том, что твёрдая подошва хорошо промерзает и практически не нагревается от самой стопы. Даже если вы покупаете специальную продукцию с утеплителями, помните: она рассчитана на южные зимы и в условиях, например, сибирского климата наверняка не удовлетворит вас.

Даже профессионалы рекомендуют на зиму покупать обычные ботинки с выраженным рисунком протектора. Главное, чтобы они были тёплыми, иначе даже при удобном и результативном катании вы не получите радости от процесса.

Какую марку выбрать?

Перед тем как выбрать свою первую пару велоботинок, вы наверняка услышите «имена» некоторых популярных производителей. Чтобы нейминг не вгонял вас в ступор, мы расскажем о некоторых компаниях.

Sidi

Эта компания считается лидером по производству обуви для катания на мотоциклах и горных велосипедных снарядах. Преимуществом этой организации является то, что в её штате работает много научных сотрудников, постоянно тестирующих и совершенствующих новые модели.

Sidi заслужила свою популярность. Сегодня у компании заключены контракты с крупнейшими мировыми спортивными организациями.

Обувь Sidi

Mavic

Этот производитель родом из Франции, однако известен он тоже на весь мир. Модели очень качественные, жёсткие. Эскизы создаются в Европе, однако отшивается такая обувь в Азии.

Обувь Mavic

Polaris

Производит хорошую велообувь по доступным ценам. Кстати, эта компания выпускает ещё и специальные зимние бахилы, которые в прохладную погоду можно надеть на простые велоботинки, чтобы не мёрзла нога.

Велообувь Polaris

Итог

Если вы очень часто катаетесь на велосипеде и раздумываете над тем, нужна ли вам контактная обувь для велосипеда, не думайте. Однозначно, нужна. Если вы думаете над тем, какая именно контактная обувь нужна вам, проанализируйте свои потребности, способ и цели езды, климатические и ландшафтные характеристики региона и выберете идеальную пару.

Сегодня производители выпускают специальные ботинки и для мужчин, и для женщин, и для детей. Поэтому ни пол, ни возраст не являются основанием к тому, чтобы не пользоваться этой продукцией.

Если вы можете поведать свою историю о выборе первой пары велосипедных туфель, сделайте это, пожалуйста, при помощи комментариев.

aktsport.ru

Руководство по велосипедной обуви для начинающих

Правильная велосипедная обувь обеспечивает вашим ногам комфорт, улучшает передачу энергии и позволяет воздуху остужать ваши ноги в жаркую погоду. Значение этого элемент гардероба велосипедиста часто недооценивают. Кроме этого, хорошая специализированная обувь не обязательно должна стоить целое состояние.

Ключевой частью велосипедной обуви является подошва. Подошвы велосипедной обуви гораздо жёстче, чем аналогичные элементы обычных ботинок или кроссовок. Им не нужно сгибаться для ходьбы, поэтому они могут быть очень жёсткими. Это позволяет распределить прилагаемую к педалям силу по всей поверхности ступни, а так же не даёт обуви сгибаться по краям педали.

  Здесь можно быстро найти то, что Вам нужно!  

Давайте рассмотрим велосипедную обувь, начиная с подошв и двигаясь вверх.

Подошвы

Подошвы велосипедной обуви отличаются особой жёсткостью, поскольку они изготовлены из твёрдого пластика, часто усиленного стекловолокном или углеродным волокном. Большинство типов велосипедной обуви снабжены резьбовыми вставками, к которым можно прикрутить шипы для контактных педалей. Впрочем, встречается и обувь в стиле ретро с гладкой подошвой, ориентированная на использование зажимов и ремешков.

Pearl Izumi M Elite Road IV Shoe Sole

Ботинок Pearl Izumi M Elite Road IV с тремя резьбовыми вставками для шипа и вентиляционными отверстиями

Существует два типа подошв для контактных педалей. Обувь для шоссейных гонок имеет три резьбовые вставки для шипа, расположенные на внешней стороне подошвы. Обувь для горного велоспорта, с другой стороны, имеет только два крепления для шипа, устанавливаемого в углублении протектора подошвы, что облегчает ходьбу, когда вам приходится слезть с велосипеда.

Shimano MW7 winter boots - sole

Зимняя обувь Shimano MW7 с углублением в подошве для шипа под два болта (одновременно используется только одна пара крепёжных отверстий).

Обувь для шипов под три болта отлично подходит для заездов, во время которых вы практически не слезаете с велосипеда, разве что иногда останавливаетесь рядом с кафе. Если же ваш маршрут включает участки, которые придётся пройти пешком, воспользуйтесь обувью с двумя креплениями.

Рядом с пяткой и носком обуви с тремя отверстиями, обычно, находится несколько выступающих резиновых элементов, слегка облегчающих ходьбу, но они лишь незначительно улучшают ситуацию.quoc-pham-fixed-shoes-sole

Эти ботинки Quoc Pham Fixed предназначены для использования с зажимами и ремешками, поэтому не имеет крепёжных отверстий для шипов

Верхние части

bontrager-classique-shoe

Верхняя часть ботинок Bontrager Classique изготовлена из синтетической кожи и снабжена шнурками в стиле ретро.

Верхние части велосипедной обуви делаются из множества разных материалов, включая натуральную кожу или замшу, синтетическую кожу или замшу и нейлон. Обычно, верхняя часть сшита из нескольких отдельных кусочков материала, но в некоторых дорогих ботинках она представляет собой единый элемент, что позволяет уменьшить общий вес обуви. Ищите швы, усиленные двойными линиями стежков по краям отдельных панелей.

Vittoria Road Shoes - heels

Чашки для пяток особой формы надёжно удерживают вашу ногу внутри ботинка

Основной корпус верхней части велосипедной обуви снабжён набивкой, а так же элементами, усиливающими его жёсткость в разных местах. Самым жёстким местом, как правило, является пятка. Чашки для пяток обладают особой формой, прижимающей вашу пятку к подошве, чтобы она случайно не выскользнула из ботинка во время вращения педалей. Носки, обычно, защищены от стирания, особенно в обуви, предназначенной для маунтинбайкинга. Вдобавок к этому, рядом с пяткой ботинка и в его верхней части имеется набивка, обеспечивающая дополнительное удобство.

shimano-rp900-shoe

Ботинки Shimano RP900 сконструированы из множества панелей, а так же снабжены резиновой накладкой в районе носка

Верхние части некоторых дорогих велосипедных ботинок можно подстроить под форму ваших ног. Продавец разогревает их в специальной печи, а затем вы их надеваете. По мере остывания ботинки принимают форму ваших ног.

 

Застёжки

Giro Petra VR Shoes

Шнурки всё ещё можно увидеть на простых моделях обуви, вроде этих Giro Petra VR

Чтобы обувь не соскальзывала с ваших ног, её нужно как-то закрепить. Классические ботинки использовали для этого шнурки, но сейчас большинство моделей снабжены ремешками на липучке, застёжками с храповиками, ленточными липучками или какой-то их комбинацией.

Обувь со шнурками, обычно, имеет ремешки на липучке, закрывающие узел, пряжку для удержания шнурков на месте и кармашек, в котором можно спрятать болтающиеся концы. В любом случае, вы не хотите, чтобы шнурки застряли в цепи или намотались на ось педали, поэтому убедитесь, что они надёжно закреплены и спрятаны. Всё это может показаться вам не слишком удобным, но шнурки позволяют равномерно распределить давление обуви на ногу, что делает ботинки со шнурками очень комфортными.

BTwin Road 5 Mens Road Cycling Shoes

Ботинки B’Twin Road 5 — типичный представитель обуви с тремя липучками

Ремешки на липучке — самый дешёвый вариант. Чаще всего, три таких ремешка располагаются в верхней части ботинка. Вы просто затягиваете их и прилепляете к застёжкам. Эти ремешки просты в обращении и хорошо удерживают обувь на ногах, но их всего три, и вы легко можете слишком сильно затянуть один из них, в результате чего часть вашей ноги окажется зажатой. Поэтому делайте это внимательно.

Vittoria Speed road shoes

Ботинки Vittoria Speed снабжены парой липучек и застёжкой-трещоткой

На более дорогих ботинках верхнюю липучку обычно заменяют застёжкой-трещоткой. Такая застёжка облегчает изменение натяжения во время езды. Вы можете без особого труда затянуть её, готовясь к решительному броску, или наоборот ослабить, если ваши ноги начинают уставать.Bontrager Specter Road Shoe - BOA dial

Обувь Bontrager Specter объединяет застёжку BOA с одной липучкой

Некоторые ботинки высокого класса снабжены двумя ручками, регулирующими уровень натяжения качественных стальных кабелей, покрытых пластиком. Этот высокотехнологичНижняя ный ответ шнуркам равномерно распределяет давление по всей поверхности ступни. Впервые эта идея была применена в застёжке BOA. Сейчас у нескольких производителей есть собственные её версии. Как и застёжка-трещотка, система BOA позволяет регулировать натяжение во время езды.

 

Стельки

CurrexSole Bikepro Performance Insoles - underside

Сторона этих стелек CurrexSole Bikepro демонстрирует различные области поддержки и амортизации

Внутри своего ботинка вы найдёт стельку, служащую для распределения нагрузки и увеличения удобства. В качестве стельки может выступать обычный слой пены или вкладыши различной плотности с регулируемым уровнем поддержки. Кроме этого, существуют специальные стельки, адаптирующиеся под форму вашей стопы. Вы всегда можете приобрести новые стельки, если старые износились или по каким-то причинам больше вас не устраивают.

 

Вентиляция, тепло и гидроизоляция

gaerne-eps-light-weight-full-carbon-sole

Вентиляционные отверстия в передней и средней части этой подошвы Gaerne пропускают прохладный воздух.

Учитывая напряжение, которое испытывают ваши ноги, в жаркие дни они могут сильно нагреваться. Именно поэтому некоторые ботинки снабжены лёгкими сетками, пропускающими воздух, остужающий ваши ступни. Кроме этого сетки позволяют снизить общий вес обуви. Вдобавок, в подошвах многих велосипедных ботинок имеются вентиляционные отверстия. Конечно, зимой они могут вам только помешать, но это легко исправить с помощью нескольких кусочков скотча.

Gaerne G.Winter Road Gore-Tex road shoes

Зимняя велосипедная обувь защищает ваши ноги от холода и влаги

Раз уж мы упомянули зиму, вы можете приобрести специальные ботинки, разработанные для защиты ваших ног от холода и влаги. Обычно, они снабжены дышащей водонепроницаемой подкладкой из гортекса и слоем изоляции. Это означает, что такая обувь обойдётся вам недёшево, но она действительно того стоит, если вы хотите продолжать свои тренировки зимой. Профессиональный совет: покупайте их весной, когда они, обычно, продаются с большой скидкой и откладывайте до зимы.

 

Женская обувь

Fizik R5B Donna Womens shoes 2

Женские щиколотки гораздо уже мужских. Вдобавок, ноги женщин, как правило, меньше. Поэтому женская велосипедная обувь отличается несколько иной формой, а некоторые модели доступны в размерах меньше 36-го который является нижней границей мужских линеек.

Что вы получаете за свои деньги?

Рекомендуем вам сравнить предложения нескольких магазинов, поскольку обувь редко продаётся по рекомендованной розничной цене. Вы можете приобрести пару ботинок с тремя липучками и пластиковыми подошвами, усиленными стекловолокном, всего за 35 долларов. Поднявшись до 70 долларов, вы получите застёжки-трещотки, облегчающие изменение натяжения.

Ищете что-то более жёсткое и лёгкое? Самые дешёвые ботинки с подошвами из углеродного волокна обойдутся вам в 92 доллара. За обувь, подстраивающуюся под форму ступни, придётся заплатить примерно такую же сумму.

Вся более дорогая обувь, обычно, ориентирован на гонщиков, за исключением нескольких моделей зимних и горных ботинок. По мере увеличения цены подошвы становятся жёстче, а общий вес ботинок снижается. Лёгкие и прочные материалы, необходимые для достижения этого, стоят довольно дорого, что и увеличивает цену обуви. Сорвали куш в лотерее? Обратите внимание на ботинки Assos G1 ручной работы из кожи кенгуру с подошвами из углеродного волокна, застёжками BOA и другими приятными особенностями. Стоят они соответственно — 810 долларов.

 

Четыре модели обуви для начинающих велосипедистов

Велотуфли dhb R1.0 Road

Цена: 35 долларов

dhb R1.0 road shoe 2

Эти отличные ботинки от бренда, принадлежащего Wiggle, сейчас стоят в два раза дешевле, чем в 2012 году, когда мы их первый раз обозревали.

Расцветка претерпела некоторые изменения, но верхняя часть из синтетической кожи и нейлоновые подошвы, усиленные стекловолокном никуда не делись. По мнению Дэвида Элса, это «лёгкие и комфортные ботинки по умеренной цене, идеально подходящие для тренировок, гонок начального уровня и других спортивных соревнований».

Модель dhb R1.0 Road доступна в белой и чёрной расцветках.

 

Велотуфли Muddyfox RBS100

Цена: 37 долларов

muddy-fox-road-shoes

Мои глаза! Не волнуйтесь, эти бюджетные шоссейные ботинки от Muddyfox так же доступны в белой и красно-чёрной расцветке для людей, которым не слишком нравится кричащий неон.

Они снабжены застёжкой с двумя липучками, верхняя из которых является очень широкой и предназначена для равномерного распределения давления по всей вашей ступне. Согласно отзывам на Amazon, подошва тоже достаточно жёсткая. Что ещё вам нужно всего за 26 фунтов?

 

Велокроссовки Shimano MT34

Цена: 55 долларов

Shimano SH-MT34

Как известно, компания Shimano изобрела SPD обувь и педали (эта аббревиатура расшифровывается как Система Динамического Педалирования). За 25 лет, прошедшие с того момента, японский гигант научился делать очень хорошие ботинки для своей системы.

Жёсткость подошвы обеспечивается нейлоновым стержнем, усиленным стекловолокном. Несмотря на это, ботинки остаются очень комфортными. Модель застёгивается с помощью шнурков, поэтому вам нужно внимательно следить за их краями, чтобы они случайно не застряли в цепи.

Ботинки Shimano MT34 можно приобрести в голубой и чёрной расцветках. Кроме этого, существует версия специально для женщин.

 

Велотуфли Giro Petra VR

Цена: 89 долларов

Giro Petra VR Shoes

Сверхлёгкие и невероятно жёсткие гоночные ботинки всегда найдут своего покупателя, но иногда велосипедисту нужные совсем другие качества. Обувь Giro Petra VR разработана для тех случаев, когда вам придётся не только ездить на велосипеде, но и проходить значительное расстояние пешком. Выглядят эти ботинки довольно непримечательно, но, несмотря на это, остаются довольно качественными.

Официально находящие в разделе сайта Giro для грязных дорог, ботинки Petra VR ориентированы скорее на прогулочные поездки, а не серьёзные путешествия по горам. Они оснащены шнурками, подошвой Vibram и съёмной панелью, под которой находятся крепления для SPD педалей.

Мужским аналогом этой модели выступают ботинки Rumble VR.

 

Велотуфли Assos G1

Цена: 525 долларов

assos-g1-shoesПросто шучу! :))))

Рекомендуем еще почитать по теме статьи:

www.veloturist.org.ua

виды и особенности. Когда она нужна?

Материал подготовили: Вероника КарепинаЛиповская Юлия

Хорошая велообувь — дополнительный комфорт

Каждый велосипедист хочет наслаждаться своей ездой, чтобы при этом не уставали ноги. Поэтому те, кто обожает длительные путешествия имеют в своем арсенале специальную велообувь.

Любители, которые выезжают покататься на двухколесном друге в свободное время, уверены в том, что и обычных кроссовок для таких покатушек совершенно достаточно, но это не всегда так.

В чем отличие обычной обуви от велосипедной

Жесткая подошва позволяет полностью передавать усилия мышц ног на педали, в то время как в обычной обуви ступни велосипедиста прогибаются под нагрузкой.

Дешевая велосипедная обувь, то есть для начинающих, имеет пластиковую подошву, но Вы все равно сможете почувствовать значительные преимущества таких моделей перед обычными кроссовками.

Опытные гонщики в свою очередь выбирают обувь с карбоновой подошвой, но она стоит гораздо дороже.

Четкая фиксация ноги, а также отсутствие лишних элементов, которые могут случайно попасть в спицы или цепь — еще одна характерная черта специальных велотуфель. Для этого используются липучки, бакли (специальный механизм с трещоткой), и даже целые системы стяжек на тросиках.

Особенности велообуви

Дешевые модели, как правило, оснащаются липучками — это хорошее функциональное решение. Недостаток состоит в том, что приходится периодически подбирать «удобное» положение, да и со временем липучки начинают просто плохо держаться.

Более дорогие модели оснащены трещотками (баклями) и системами дисков. Такие крепления надежные и долговечные, а еще их легко можно регулировать даже на ходу.

Велосипедная обувь имеет небольшой вес. Особенно это важно для тех, кто занимается шоссейным велоспортом, так как в данном случае даже 15-20 грамм лишнего веса играют большую роль и прямо пропорционально отражаются на скорости.

Кроме того, велотуфли, как правило, «контактные». То есть ступни велосипедиста жестко фиксируются на педалях байка шипами, которые расположены на подошве обуви.

Контактная обувь для велосипеда

Для контактных туфель конечно же необходимы и контактные педали, ведь только в таком случае обеспечивается эффективное педалирование.

Жесткое сцепление контактной обуви и педалей позволяет велосипедисту эффективно педалировать не только нажимая на педаль сверху, но и как бы подтягивая ее снизу вверх, что абсолютно невозможно при катании с простыми педалями и в обычных кроссовках.

Типы велосипедной обуви

Туристическая велосипедная обувь внешне очень похожа на обычные кроссовки. Ее можно использовать как при катании по городу, так и для ходьбы и велопоходов.

Конечно же, подошва имеет отверстия под контактные шипы. Но, как правило, в комплекте имеются заглушки. То есть существует возможность снять крепления и использовать данную обувь как обычную.

Гоночная велосипедная обувь делится на шоссейную и для занятий кросс-кантри. Все свойства таких моделей призваны улучшать результаты в гонках, и, соответственно, совершенно не предназначены для ходьбы.

Велосандали — отличный вариант для лета

Зимняя велосипедная обувь сохраняет тепло ног велосипедиста во время езды в холодное время года. Тем не менее производители рекомендуют надевать такие модели при температуре воздуха не ниже -5°C.

А вот летом допускается использование специальных велосандалий. В них ноги отлично проветриваются, кроме того их очень удобно применять во влажных условиях, например, во время поездок по берегу моря или реки.

Носок таких сандалий может быть закрытого типа, а подошва — жесткая. Иногда также можно встретить модели с отверстием для шипов. 

Правильно подобранная велообувь — это комфортные поездки и, возможно, Ваши новые достижения. Обязательно примерьте такую специальную обувку. Помните, что у разных производителей могут быть отличия в размерах. У жесткой обуви есть и половинные размеры, а мягкую можно выбирать как обычную.

Приобретайте велосипедную обувь только в магазине, где ее можно примерить. Кроме того, если во время езды Вы все же обнаружите, что Вашим ногам не достаточно комфортно, то, сохранив чек, легко сможете поменять ее на другую пару.

by-bike.ru

Велосипедная обувь — VeloWiki

Простейший велоботинок

Велосипедная обувь специально предназначена для катания на велосипеде, имеет интерфейс для использования с контактными педалями и другие «велосипедные» особенности конструкции.

Как известно, большинство начинающих байкеров катается на велосипеде в обычной спортивной обуви, как правило, в кроссовках для бега или города. Основной недостаток обычной обуви — мягкая подошва. Она хороша для ходьбы, бега и управления автомобилем, но при езде на велосипеде увеличивает силу давления педали на стопу, что может приводить к болезненным ощущениям и повышенной усталости ног. В экстремальных случаях болевые ощущения могут развиться в болезнь стопы. Кроме того, развевающиеся шнурки такой обуви могут попасть в цепь с неприятными последствиями.

В отличие от обычной обуви, велосипедная имеет очень жесткую подошву. Это в определенной степени снижает удобство ходьбы, но зато давление педали на ногу распределяется по всей площади стопы, что гораздо более комфортно для байкера [1].

  • Имеется распространенный миф (поддерживаемый некоторыми веломагазинами) о том, что велосипедная обувь стоит заоблачных денег. На самом деле, это не совсем так — базовые модели велоботинок стоят ровно столько же, сколько обычная «цивильная» обувь, при сравнимом уровне качества и надежности. Другое дело, что такие ботинки почему-то не любят поставлять в Россию[2]. Разумеется, зимняя обувь и топовые гоночные модели стоят очень дорого, но это точно так же относится и к цивильной обуви высокого класса.
  • Еще один миф — что в велосипедной обуви неудобно ходить пешком. На самом деле, подобранные по ноге туристические ботинки позволяют пройти пешком не менее 15 км без особой усталости, поскольку они предназначены для тех, кто не только ездит на велосипеде, но и таскает его по пересеченной местности. С другой стороны, существует и обувь, предназначенная исключительно для езды, и ходить в ней действительно неудобно.

В массовом сознании укоренилось представление о том, что велосипедный ботинок — это жесткий «тапок» из пластика и карбона, совершенно непригодный для ходьбы и имеющий заоблачную стоимость. На самом деле, видов обуви очень много.

Туристическая обувь[править]

Велоботинок со вспомогательной застежкой на липучке
Велоботинки[править]

Имеют относительно невысокую стоимость, предназначены для использования в покатушках, походах, при езде по городу. По своей конструкции напоминают обычные кроссовки, но имеют жесткую подошву с возможностью установки шипов для контактных педалей. Заметим, что отверстия для шипов закрыты привинченными заглушками, что как бы намекает нам о целесообразности использования таких ботинок и с неконтактными педалями. Для изготовления верха используются синтетическая кожа и ткань. Существуют дорогие непромокаемые демисезонные велоботинки с использованием мембранных материалов (таких как Gore-Tex).

В качестве застежек как правило применяются шнурки с фиксаторами для избежания попадания в цепь, часто они дополняются застежкой на липучке. Подошва у таких ботинок резиновая, часто имеет развитый рисунок протектора для использования на бездорожье и в горах. Такие ботинки не являются абсолютно жесткими, а подошва имеет скос в передней части, который помогает стопе перекатываться при ходьбе. Поэтому туристическая обувь хорошо подходит и для ходьбы пешком, в том числе и для использования отдельно от велосипеда, поскольку со стороны такие ботинки мало отличаются от обычных кроссовок.

Велосандалии[править]

Разновидность туристической обуви, предназначенная для езды в особо жаркую погоду. Отличаются от обычных сандалий жесткой подошвой, интерфейсом для контактных педалей и улучшенным удержанием ноги. Застежки бывают на липучках и быстрозатягиваемые. В случае, если сандалии выбираются для ходьбы по грязи и бурелому с велосипедом, нужно обратить внимание на то, чтобы носок был закрыт — в противном случае можно получить крайне болезненный удар от скрывающейся под водой ветки, корня или пня.

Гоночная обувь[править]

Туфли для кросс-кантри Туфли для шоссе Обувь для экстремальных дисциплин

Сленговое название — «тапки». Предназначены исключительно для езды на велосипеде, удобство ходьбы в расчет не берется. Такая обувь очень легкая, жесткая, отлично вентилируется и сидит на ноге, как влитая. В топовых моделях активно используются застежки с храповиком, термоформируемые вставки и такие материалы, как карбон. Эти ботинки не предназначены для ходьбы, могут быстро изнашиваться в грязи и буреломах, а лазание в них по горам может быть просто опасным.

Велотуфли для кросс-кантри[править]

Отличаются очень жесткой подошвой (прочная резина, пластик, карбон) с мощными грунтозацепами и наличием высоких металлических шипов[3] на носке ботинка, облегчающих бег в гору с велосипедом. В то же время, шипы делают практически невозможной ходьбу по твердой поверхности, поэтому при использовании такой обуви не для гонок шипы обычно снимаются.

Особняком стоят «полугоночные» туфли, представляющие по своей сути туристическую обувь, но выглядящие внешне, как спортивные. Они достаточно тяжелые, но по своим качествам больше подходят для повседневной езды — имеют мягкий верх, резиновую подошву с хорошим сцеплением и шипы, заменяемые заглушками..

Велотуфли для шоссе[править]

Эта обувь еще более легкая, жесткая и хорошо вентилируемая, но зато не имеет протектора вообще, использование их для ходьбы конструкцией не предусмотрено. Особенность — интерфейс для установки шипов для дорожных педалей (3 отверстия треугольником), что делает невозможным их использование с педалями для горного велосипеда. Впрочем, некоторые модели имеют оба интерфейса.

Обувь для экстремальных дисциплин[править]

Специфический вид обуви для фрирайда, дерта, эндуро и т. п. Имеют слабо выраженный рисунок протектора, но зато подошва сделана из очень мягкой резины, что позволяет обуви «прилипать» к педалям. Из-за специфики использования, некоторые модели не рассчитаны на контактные педали вообще, у некоторых интерфейс спрятан под цельной подошвой, в которой нужно вырезать окно для установки контактного шипа. Интересная особенность — шнурки часто полностью спрятаны под накладкой с липучкой.

Зимняя обувь[править]

Зимние гоночные ботинки Зимние туристические ботинки

Когда байкер окончательно и бесповоротно переходит на контактные педали, зачастую встает вопрос о том, что носить зимой. Обычная велосипедная обувь может быть использована при температуре не ниже 0 °C [4] даже с применением бахил.

К сожалению, велообуви, рассчитанной на сибирские морозы или на карельские болота, западные производители не выпускают. Однако в линейках Lake и Shimano есть зимняя обувь, которая может быть использована любителями контактных педалей при температурах от −30 до +15 °C. Такая обувь стоит очень дорого, но зато в Санкт-Петербурге используется 6-9 месяцев в году.

Конструкция[править]

Как и летняя обувь, зимняя бывает гоночной и туристической и представляет собой непромокаемые, утепленные, утяжеленные и увеличенные в размерах версии летних ботинок. Роднит их слегка утепленная конструкция и полная непромокаемость благодаря использованию Gore-Tex. Однако у гоночной обуви имеется непромокаемая манжета на лодыжке, благодаря чему ноги останутся сухими в дождь, снегопад и при проваливании глубоко в снег (что зимой происходит более, чем часто). Туристические ботинки для этого приходится дооснащать бахилами или гамашами.

Особенность зимней обуви — отсутствие сквозных отверстий в подошве для крепления шипа, через которые обувь может промерзать и промокать. Зимняя обувь сохнет долго, для сушки рекомендуются специальные «кипятильники». В домашних условиях эффективно сушить обувь пылесосом с функцией выдува воздуха.

Как использовать зимнюю обувь[править]

Необходимо отметить, что зимний ботинок из коробки, подобранный плотно к ноге, поможет лишь до −5 °C, а при попадании в глубокий снег — быстро промокнет через верх. Если хочется ездить в контактах при более низких температурах, следует использовать определенные ухищрения:

  • Покупать ботинки на размер (а то и на два) больше, носить с 2-3 теплыми носками, рекомендуются термоноски.
  • Сразу после покупки заменить стельку на войлочную со слоем из фольги.
  • Купить непромокаемые бахилы или гамаши, всегда возить их с собой.
    • Гамаши используются для защиты верха от засыпающегося снега, удобны для пешек по целине.
    • Бахилы хороши для утепления обуви, а при ходьбе достаточно быстро изнашиваются, поэтому их разумно применять в особо холодную погоду.
  • Не нужно затягивать шнурки очень туго, стянутая нога быстро замерзнет.
  • Всегда возить с собой запасные носки и комплект мусорных пакетов — с сухими ногами возвращаться домой намного приятнее.

Особенности конструкции[править]

Виды застежек[править]

Гоночный ботинок Lake с тросиком, виден храповик на пятке
Шнурки[править]

Самая простая, надежная и дешевая застежка. Широко используются в туристической обуви. Практически неубиваемы, при обрыве могут быть связаны обратно или заменены. Дешевые ботинки не имеют фиксации шнурков (их приходится заправлять в ботинок), более дорогие модели — либо петельку-держатель, либо полоску липучки, прижимающую шнурки и дополнительно фиксирующую ботинок на ноге. Недостатки: могут ослабляться в процессе езды вплоть до развязывания и попадать в цепь, если нет фиксатора-липучки.

Липучка-велкро[править]

В качестве самостоятельной застежки применяется в дешевой спортивной обуви, сандалях и т. п. Простая, надежная застежка. Может ослабляться в процессе езды, а также приходить в негодность при загрязнении или обмерзании. Хороша в качестве вспомогательной застежки.

Ленточная застежка с храповиком[править]

Имеет относительно высокую цену, применяется в более дорогой гоночной обуви в сочетании с парой полосок обычной липучки. Обеспечивает быструю, прочную и жесткую фиксацию обуви на ноге, не расслабляющуюся со временем. Потенциально надежность ниже, чем у шнурков: при поломке или потере храпового механизма ботинок окажется наполовину расстегнутым.

Тросовая застежка с храповиком[править]

В гоночных ботинках Lake высокого уровня используется металлический тросик с пластиковым покрытием, стягивающий ботинок наподобие обычных шнурков. Он натягивается с помощью крутилки с храповым механизмом, ослабляется путем вытягивания крутилки на себя. Достоинства и недостатки те же, что и у ленточной застежки с храповиком, однако добавляется потенциальный риск обрыва тросика. Известны случаи поломки храповика.

Материал изготовления[править]

В соответствии с этими требованиями велосипедные туфли изготавливаются с металлической или фибровой прокладкой (между стелькой и подошвой), предназначенной для повышения формы устойчивости пяточно-геленочного узла обуви (приподнятости пяточной части мужской на обуви 40 мм, каблука нет). Более надежную фиксацию приподнятости обуви обеспечивает специальная формованная подошва из стойкой и прочной пластмассы типа ударопрочного полистирола. Велосипедная обувь для гонок на шоссе должна плотно, но эластично охватывать пятку, чему способствует применение в этой обуви укороченных мягких задников. Глубокая шнуровка обеспечивает необходимую фиксацию обуви на стопе. Верх велосипедных туфель для гонок на шоссе состоит из целых боковых деталей, переднего накладного ремня, удлиненного язычка с амортизирующей прокладкой и боковых усилителей. Расположенные ближе, чем обычно к пятке, эти усилители предохраняют верх обуви от быстрого износа туклипсами (детали, служащие для закрепления ноги в педалях спортивного велосипеда). В заготовке предусматривается передний накладной ремень, глубокий вырез под шнуровку, мягкий подносок. Обувь не имеет каблука, для укрепления пяточной части ставят набойки. При интенсивной работе стопы во время велогонок на шоссе и треке , как правило, выделяется большое количество пота, поэтому верх обуви должен обеспечивать условия для вентиляции быть достаточно формоустойчивым. Для улучшения воздухо- и влагообмена поверхность заготовки велосипедной обуви перфорируют (диаметр отверстий 8-10 мм) в носочной,пучковой и даже геленочной частях формоустойчивость верха увеличивают за счет подбора материалов и оптимальных режимов формования заготовки.

Подошва[править]

Велосипедные туфли для гонок на треке должны быть легче, чем туфли для гонок на шоссе, поэтому их изготавливают из более тонкой кожи. Под подошву ставят жесткую формованную по продольному профилю следа стальную прокладку. Подошва кожаная, одинарная или двойная. Для туфель массового производства применяют также монолитные резиновые или формованные подошвы.

  1. ^ Не говоря уже о том, что контактные педали использовать с мягкой подошвой просто невозможно.
  2. ^ Возможно, имеет место замкнутый круг: велообувь стоит дорого, ее покупают гонщики и обеспеченные продвинутые байкеры, под их вкусы закупается только дорогая обувь...
  3. ^ Не путать с шипами для контактных педалей!
  4. ^ Плюс-минус, в зависимости от физиологии.

velowiki.org


Смотрите также